Первая половина 2020 года подошла к концу — пришло время подводить промежуточные итоги. Несмотря на то что мы прожили целых три месяца без походов в кинотеатры и громких премьер, решили отметить 8 главных фильмов первой половины года.
Фильм со странным названием «Никогда иногда редко всегда» — лауреат Берлинского кинофестиваля и «Сандэнса» — это история о двух несовершеннолетних девушках, вынужденных отправиться в далекий Нью-Йорк из маленького городка. Одна из них пытается прервать беременность, а сделать аборт без согласия родителей, как известно, большая проблема. Эту скромную драму уже называют современной классикой американского независимого кино и по очевидным причинам сравнивают с шедевром Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня» — правда, румын показывал, как тяжело было людям в закостеневшей тоталитарной системе, а американка — как живется женщинам сейчас. Последнее, кажется, пугает сильнее.
Мало кто мог представить, что возвращение Гая Ричи к корням — криминальным комедиями про английское быдло — получится настолько удачным. В «Джентльменах» Ричи не стал переизобретать себя и пробовать что-то новое, вместо этого он дал зрителям все то, за что они полюбили его раннее творчество: черный юмор, запутанная история, колоритные персонажи, диалоги, написанные для того, чтобы уйти в народ, клиповый монтаж и какой-никакой хеппи-энд. Удивительно, но этого хватило соскучившимся фанатам, чтобы без памяти влюбиться в «Джентльменов» и, например, сделать его самым кассовым фильмом Ричи в России. Правда, еще картина ввела в моду безобразные спортивные костюмы в клетку, но это, наверное, простительно.
Чего только не произошло в первой половине 2020 года — был, например, и крупный скандал в отечественном кино, который быстро разросся до международного уровня. Речь идет о модернистском проекте Ильи Хржановского «Дау», который вроде как не поддается классификации и объяснению, но существует пока что в одном медиуме — кино. Собственно, один из фильмов проекта — «Дау. Наташа» — и рассорил всех из- за сцены с довольно реалистичным изнасилованием бутылкой одной из героинь. На обсуждение подняли такую комплексную тему, как безопасность актеров на съемках от психологического, физического и сексуального насилия. После нескольких месяцев споров сама актриса призналась, что происходящее на экране — лишь талантливая имитация. Правда, за это время столько воды утекло, что многие проигнорировали ее признания. А что до самого фильма и его художественных особенностей — тут все также неоднозначно, но это и не так важно.
Режиссер копеечного, но действительно качественного боевика «Апгрейд» Ли Уоннел вернулся с экранизацией классического романа Герберта Уэллса, которая развивает изначальную задумку о противостоянии героини и невидимого злодея, используя современную риторику: здесь есть и сталкинг, и абьюз, и долгожданная эмансипация. Впрочем, даже в отрыве от политики «Человек-невидимка» — это редкий в наше время триллер, который пугает не глупыми джампскерами, а мастерски созданной атмосферой неизвестности, которая и рождает саспенс: ни зритель, ни героиня не догадываются, где находится злодей и каким будет его следующий шаг. Как и в случае с «Апгрейдом», ограничение в бюджете позволило создателям использовать талант на максимум.
«Пятеро одной крови» вышли в разгар протестов против расизма и полицейского произвола и закрепили за Спайком Ли звание самого актуального режиссера США — кому, как не создателю «Делай, как надо», носить это гордое звание. Его фильм о четырех ветеранах Вьетнамской войны, которые вернулись в Юго-Восточную Азию, чтобы найти останки павшего командира и зарытое золото, взбесил многих зрителей из-за громоздкой структуры, в которой Спайк смешивает все в кучу: историю систематического расизма, несправедливое отношение к воевавшим во Вьетнаме афроамериканцам и движение Black Lives Matter. Получилось неоднозначно, провокационно, сыро и где-то даже нелепо, но это, кажется, и было целью Ли.
«Белый, белый день» — поэтичное и медитативное кино о мести из живописной Исландии, которая обычно слабо представлена в мировом кинематографе. Фильм Хлинюра Палмасона посвящен разрушающей все на своем пути мести и тому, как она меняет людей. Вот и герой «Белого, белого дня» — полицейский в отставке — узнает, что умершая несколько лет назад жена, скорее всего, ему изменяла. Желание найти ее любовника быстро вытесняет скорбь — герой ни перед чем не остановится, чтобы узнать правду, даже если в опасность попадет его любимая внучка. Это безумно красивое и комплексное кино о мести никогда не идет на поводу у зрителя и заставляет его играть по собственным правилам: наверное, поэтому финал истории в любом другом фильме вызвал бы недоумение, а здесь он, напротив, кажется выдающимся.
«Добро пожаловать в Чечню» — это не только один из лучших документальных фильмов года (вне зависимости от того, чем еще удивит этот год), но и вообще один из важнейших фильмов последних лет. Это важное и смелое кино о том, что многие удобно игнорируют последние три года, — преследованиях и убийствах геев на Северном Кавказе. Фильм Дэвида Фрэнса посвящен деятельности людей, которые рискуют собственными жизнями, чтобы вывести людей из региона, спрятать их и помочь найти политическое убежище в другой стране. Однако это еще и документ, доказывающий и наглядно показывающий «массовые чистки» геев: показания выживших и даже ролики с жестокими избиениями и убийствами геев. Смотреть это иногда физически тяжело, но необходимо.
Последний фильм великого Терренса Малика — антивоенный шедевр о человеческой стойкости, основанный на уникальном случае времен Второй мировой войны. После аннексии Австрии простой деревенский мужик Франц Егерштеттер отказался воевать за Третий рейх и был казнен за свою дерзость — полвека спустя его канонизировали как мученика. «Тайная жизнь» — это практически трехчасовая проповедь о пацифизме, связи человека с природой и гуманизме, которую, конечно, надо смотреть на большом экране из-за живописных кадров альпийских пейзажей. Впрочем, даже просмотр на телефоне не испортит этот воодушевляющий фильм о подвиге одного человека.