У некоторых фильмов есть странное свойство — взлететь на волне хайпа до небес, стать объектом всеобщего внимания и вожделения, но так же стремительно исчезнуть из коллективной памяти, едва закончатся титры. Несмотря на громкую премьеру, восторг критиков и звездный состав, такие картины остаются одноразовым продуктом. Собрали восемь фильмов, которые когда-то были в центре внимания, но быстро затерялись в закоулках памяти зрителей.
Масштабный анимационный фильм 2011 года, созданный по мотивам графических романов бельгийского комиксиста Эрже, объединил усилия двух легендарных кинематографистов: Стивена Спилберга, ответственного за режиссуру, и Питера Джексона, выступившего в качестве продюсера. Фильм максимально использовал относительно новую для начала десятых технологию захвата движения, что вызвало смешанную реакцию у критиков и зрителей, хотя визуальную часть картины и те и другие оценили достаточно высоко.
Историю приключений репортера Тинтина (Джейми Белл), его собаки Милу и ворчливого капитана Хэддока (Энди Серкис) ждали определенный (пусть и не баснословный) коммерческий успех, несколько номинаций на премии разного уровня — от «Оскара» до BAFTA — и ни одного сиквела. Питер Джексон несколько раз подтверждал, что работа над продолжением обязательно начнется, но с момента выхода «Тайны ”Единорога”» минуло уже 13 лет, а с мертвой точки дело так и не сдвинулось. Последним, кто не так давно вспоминал о фильме, был Энди Серкис, который во время одного из интервью намекнул, что Джексон определенно работает над продолжением.
Боевик про группу суперзлодеев на службе государства стал черной страницей в карьере постановщика Дэвида Эйра, о которой забыть постарались буквально все, начиная с фанатов и заканчивая студийными боссами. Критики быстро увидели в «Отряде самоубийц» легкую мишень и уничтожили фильм. Еще бы, картину Эйра словно грубо сшили из неподходящих друг другу частей. Сюжет скакал от персонажа к персонажу, не предлагая зрителями ни предысторий основных протагонистов, ни понимания их мотиваций.
Сам режиссер упрекал во всем студию, якобы лишившую его контроля над финальным монтажом картины. Когда «Лига справедливости Зака Снайдера» благодаря напору фанатов и кинотеатральному затишью во время пандемии увидела свет в виде четырехчасового эпического полотна на сервисе HBO Max, вспомнили и об «Отряде самоубийц». Дэвид Эйр какое-то время пытался воскресить производство режиссерской версии через соцсети, но история закончилась ничем, и режиссер смирился.
Седьмой эпизод «Звездных войн» — одно из самых монументальных возвращений в истории современного студийного кино. Первый трейлер «Пробуждения силы» побил рекорды по просмотрам за сутки (128 миллионов), вызвал бурю эмоций у фанатов саги, а реплика Хана Соло «Чуи, мы дома» моментально стала мемом и озолотила не одного продавца футболок. Формальное продолжение истории Скайуокеров (а на самом деле мягкая перезагрузка франшизы) ворвалось в десятку самых кассовых фильмов в истории с двумя миллиардами долларов мировых сборов. И стерлось из памяти как последние обрывки сна под утро.
Снял ли Дж.Дж. Абрамс бездушный аттракцион-однодневку, ванильную версию «Новой надежды» или просто неважное кино — вопрос дискуссионный. Но «Пробуждение силы» совершенно точно забылось быстрее, чем успели выпустить следующий эпизод. Не в последнюю очередь благодаря режиссерским перестановкам, из-за которых уровень контроля за общей историей снизился, некоторые персонажи оказались списаны, а некоторые неожиданно вернулись из небытия.
«Мумия» Алекса Куртцмана с Томом Крузом в главной роли должна была дать старт Темной вселенной Universal Pictures. Планировалось снять ремейки хорроров о классических монстрах, вроде Дракулы и Человека-невидимки, и объединить их общей кинематографической франшизой по аналогии с супергеройским капустником Marvel. Однако, несмотря на громкие имена (к Крузу присоединились София Бутелла и Рассел Кроу в роли доктора Генри Джекила) и яркую маркетинговую кампанию, «Мумия» провалилась.
Сюжет фильма не отличался ничем выдающимся, кроме чрезмерного акцента на построение будущей франшизы, что отвлекало от истории на экране. И если трилогия с Бренданом Фрейзером брала юмором и приключенческим духом, то «Мумия» с Крузом не брала ничем, кроме уныния — создатели явно хотели сделать серьезное кино о насущных проблемах, вроде пробуждения древнего египетского божества. Не спасли фильм и излюбленные трюки Круза, которые актер, конечно же, выполнял самостоятельно. В итоге «Мумия» забылась очень быстро, так же как и планы на Темную вселенную Universal.
В 2023 году кинематографическая вселенная DC (DCEU) столкнулась сразу с несколькими провалами. «Шазам! Ярость богов» стремительно провалился в прокате, не имея возможности окупить даже затраты на производство. «Синий жук» последовал в ту же долговую яму, хоть и показал относительно неплохой результат для достаточно нишевой картины. В итоге все надежды возлагали на «Флэша» Энди Мускетти. Эксцентричный Эзра Миллер в главной роли, возвращение Бэтмена Майкла Китона и похвала самого Джеймса Ганна: что могло пойти не так?
Как оказалось, все. Выходки Миллера вне съемочной площадки оказались не такими уж безобидными, из-за чего актер чуть не лишился роли. Режиссура Мускетти, прекрасно справившегося с экранизацией «Оно» Стивена Кинга, не спасла сумбурный сценарий. А ужасная графика и попытки впихнуть в фильм слишком много камео превратили «Флэша» в балаган. Руководство студии постаралось забыть о неудаче как можно скорее и схлопнуло DCEU, пригласив Джеймса Ганна строить новую вселенную с нуля.
«Артист» Мишеля Хазанавичуса стал одним из самых успешных фильмов 2011 года, получив пять премий «Оскар» из десяти номинаций, включая награды за лучший фильм, лучшего режиссера и лучшую мужскую роль для Жана Дюжардена. Черно-белое немое (ну почти) кино погружало зрителей в Золотой век Голливуда и страдания актера Джорджа Валентайна, столкнувшегося с зарождением звука в кинематографе.
После феноменального успеха «Артиста» забыли поразительно быстро. Все следующие проекты Хазанавичуса не смогли приблизиться к аналогичному признанию. Жан Дюжарден по неясным причинам упустил возможность превратить победу на «Оскаре» в международный успех и, за редким исключением, продолжает сниматься преимущественно в национальных проектах. А «Артист» потерял актуальность и получил статус кинематографической диковинки: редкий пример черно-белого фильма, добившегося успеха в XXI веке. Что парадоксально отражает историю о смерти немого кино и его адептов, описанную в самой картине.
«Матрица: Воскрешение» — яркий пример того, как не стоит делать сиквелы. Революцию, которую совершил оригинальный фильм в 1999 года благодаря невероятным экшен-сценам, bullet time и псевдофилософскому, но ужасно затягивающему сюжету, повторить невозможно. Впрочем, Лана Вачовски и не пыталась, а написала немного сентиментальную, немного токсичную, но напрочь лишенную даже толики былого драйва историю о том, как злая студия заставила ее делать сиквел.
«Воскрешение» полностью повторяет сюжет оригинальной «Матрицы», только герои стали старше, а их проблемы оказались более приземленными. Динамика боевых сцен значительно просела, о технических инновациях нечего и заикаться, а заигрывания с метанарративом оставляют желать лучшего. Итог оказался более чем ожидаемым — кассовый провал, ужасная пресса и моментальное забвение. Впрочем, возможно, именно этого Вачовски и добивалась.
Трилогия об археологе-авантюристе Индиане Джонсе (Харрисон Форд) стала иконой приключенческого кино, эталоном жанра, на который даже спустя много лет продолжают ориентироваться заходящие на эту территорию кинематографисты. Когда в 2008 году на экраны вышел «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», фанаты ожидали возвращения магии, покорившей зрителей в 1980-х. Они никогда так не ошибались (ну, может быть, только с аналогичными ожиданиями от «Скрытой угрозы»). Вместо ламповой атмосферы классического приключения Инди зрители получили холодные CGI-эффекты, сцену со спасением от ядерного взрыва в холодильнике и косящего под Марлона Брандо Шайю ЛаБафа.
Конечно, сюжет «Королевства хрустального черепа» в действительности мало чем отличался от оригинальной трилогии. В сущности, доктор Джонс проделывал вполне привычные для него и зрителей вещи: охотился за мифическим артефактом, улепетывал от врагов (место нацистов заняли коммунисты) самыми разными способами, размахивал хлыстом и оказывался умнее противников в самый последний момент. Но фанаты оригинала почувствовали, что благодаря обилию компьютерной графики и нелепых сюжетных поворотов Спилберг и Лукас украли у них детство. И постарались забыть четвертую часть приключений Индианы Джонса как можно скорее.
"Отряд самоубийц" - фарс, "Звёздные войны пробуждение силы " - вторичный сюжет, слизанный с "Новой надежды", "Индиана Джонс" - умер...енно незапоминающийся, но вполне бодрый.
прокате не знаю, но фильм очень занятный и смешной. Последний крестовый поход и Королевство хрустального черепа - на одном уровне. Крестовый поход я, для справки, смотрел тогда, 89-90 годы прошлого века.