К выходу «Поступи хаоса» — провального долгостроя с Томом Холландом и Дейзи Ридли в главных ролях — вспоминаем примеры действительно хорошего sci-fi и фэнтези для тинейджеров. Этот жанр принято ругать, но не все его представители однотипны и скучны, что мы сегодня и докажем.
Сейчас «Голодные игры» принято ругать, потому что они задали очень неприятный тренд на однотипную фантастику об «избранных» подростках, сражающихся с антиутопической властью. Но всё же, если абстрагироваться от культурного значения саги, сама по себе она вполне достойная — глуповатая, разумеется, и не сильно заморачивается над политическим устройством своего выдуманного мира, зато хорошо сыгранная и местами удивляющая моральной амбивалентностью.
И если первая часть страдала от невыразительного экшена, то во второй всё встало на свои места: по сюжету она, по сути, просто повторяет предшественницу, но обыгрывает её в каждом аспекте.
Неожиданная метаморфоза франшизы «Трансформеров» — от эпических, до абсурда громких блокбастеров к тихой подростковой фантастике, навевающей сравнения со «Стальным гигантом». «Бамблби» — это уютная история о девочке, нашедшей старый «Фольксваген Жук», оказавшийся живым пришельцем с другой планеты. Здесь не будет масштабных разрушений и получасовых экшен-сцен, только трогательная история о взрослении и принятии себя, рассказанная через фантастическую оптику. Вместо того чтобы копировать Майкла Бэя, режиссёр «Кубо» Трэвис Найт решает побыть мини-Спилбергом: и это, как оказывается, лучшее, что можно было придумать.
К слову, о нём, о Спилберге. Пожилого режиссёра, который в последнее время чаще снимает строгие академические драмы, со счётов списывать ни в коем случае нельзя — в «Первому игроку приготовиться» он показал, что порох в пороховницах ещё есть, и красочный экшен он снимает лучше любого молодого постановщика. Его фильм — не только набор отсылок, как некоторые его называют, но и настоящая ода приключенческому кино 80-х, чей язык во многом сам Спилберг и сформировал.
«Первому игроку приготовиться» фиксирует тот самый авантюрный дух, который много лет тщетно пытается скопировать условный Джей Джей Абрамс. Идеальное кино для подростков и всех взрослых, кому после «Индианы Джонса» скучно смотреть современные блокбастеры.
Режиссёр Джош Транк подходит к жанру подростковой фантастики с неожиданного ракурса: он снимает found footage, эффектное мокьюментари о неудачнике, который внезапно обнаруживает у себя сверхспособности. Никаких слащавых историй становления героя — «Хронику» интересует мрачная сторона жизни суперлюдей, это большое размышление на тему того, а что бы на самом деле случилось, если бы типичный киношный лузер получил нечеловеческую силу. Взгляд Транка весьма мизантропичен: по его мнению, ничего хорошего из этого не вышло бы, ведь все мы в конце концов хотим мирового господства.
Странно было бы обойти стороной классику. Именно в третьей части «Гарри Поттера» происходит интонационный перелом от детского фэнтези к подростковому — сами герои здесь, что символично, тоже пребывают в переходном возрасте. Альфонсо Куарон снял мрачное, местами очень жуткое, но при этом парадоксально тёплое кино, которое визуально очень далеко ушло от «Тайной комнаты» с «Философским камнем».
На смену уютным статичным кадрам пришли постоянно движущаяся камера, сложные мизансцены и длинные планы. Вместе с тем, как растут герои, растёт как бы и само кино — жаль, конечно, что больше «Гарри Поттеров» от Куарона мы не увидели.
Франшиза «Хроники Нарнии» несколько затерялась на фоне других блокбастеров нулевых — и, думается, не вполне заслуженно. Это действительно классное и дорогое старомодное фэнтези, где кентавры, фавны и огромные львы участвуют в масштабных батальных сценах, а на фоне этого разворачивается библейского размаха история (автор оригинальных книг, К.С. Льюис, хотел создать «христианское фэнтези») о детях, которые своей добротой и чуткостью меняют выдуманный мир Нарнии к лучшему.
В «Принце Каспиане» дети из первой части превращаются в подростков, и, соответственно, проблемы у них тоже становятся более взрослыми. Любовь, умение брать на себя ответственность и контролировать гнев — «Хроники Нарнии», пожалуй, могут быть излишне морализаторскими, но это часть их наивного очарования.
Ещё одна франшиза, которая вслед за «Трансформерами» сильно изменила свой вектор развития. DCEU начиналась как «мрачный ответ Marvel», но лучшие фильмы студии, напротив, адаптировали более расслабленную и игривую интонацию. Сначала был эксцентричный «Аквамен», затем — милый «Шазам!», сделанный в стиле подростковых фэнтези-комедий 80-х. Режиссёр Дэвид Ф. Сандберг, известный по хоррорам «Проклятие Аннабель» и «И гаснет свет», неожиданно оказался человеком с отличным чувством юмора и очень чутким драматургом. Его фильм — это уютный coming-of-age, в котором супергеройская тема скорее выступает метафорой взросления, чем самоцелью.
Недооценённый блокбастер Роберта Родригеса и Джеймса Кэмерона, одних из немногих людей в современном Голливуде, кто по-настоящему понимает, как снимать весёлое подростковое кино. «Алита» может быть не самым умным фильмом на свете, но любую сценарную глупость она компенсирует визуальной выразительностью. Каждая экшен-сцена здесь на вес золота, в каждой видно искреннее желание авторов удивлять своего зрителя. Да и сама история в фильме неплоха, хоть и, разумеется, весьма наивна: её хватает, чтобы следить за приключениями Алиты — одной из самых милых героинь блокбастеров последних лет — было интересно.