Кринж — понятие одновременно относительное и абсолютное, особенно когда речь идет о кино 90-х. Многие сюжеты из фильмов прошлого века сейчас кажутся настолько же абсурдными, насколько пророческими, а герои боевиков и комедий — нелепыми и пафосными. Тем не менее мы не перестаем их любить и принимать такими, какими помним со времен далекого детства. Собрали восемь кринжовых фильмов 90-х, которые позволят погрузиться в ностальгическую негу.
Роджер Споттисвуд, снявший такие хиты, как «Тернер и Хуч», «Эйр Америка» и «Завтра не умрет никогда», в 1992 году выпустил комедийный боевик «Стой! Или моя мама будет стрелять» — плоть от плоти девяностых. В нем есть все символы эпохи: большие пиджаки, крутые копы, Сильвестр Сталлоне в главной роли и ужасно навязчивая, практикующая агрессивную любовь и гиперопеку мама по имени Тутти (Эстелл Гетти). Женщина приезжает проведать сыночка — невероятно успешного и дерзкого Джо Бомовски (Сталлоне) и тут же обламывает детективу всю малину.
«Малин» фильм, кстати, собрал целое лукошко: антипремии удостоили как самих Сталлоне и Гетти, так и сценаристов картины. Полный комичных и нелепых ситуаций, построенных исключительно на миниатюрной фигуре ни на минуту не дающей сыну расслабиться Тутти, «Стой! Или моя мама будет стрелять» плох настолько же, насколько весело его смотреть спустя 30 лет. Пикантности добавляет история о том, что главную роль изначально предложили Арнольду Шварценеггеру, и тот всячески имитировал интерес к проекту, чтобы заманить в него Сталлоне, — железный Шварц надеялся, что конкурент проглотит наживку и впишется в ужасный фильм. Слай поддался и позже не раз говорил, что считает роль в комедии Споттисвуда худшей в карьере.
После невероятного успеха первой части «Гремлинов» режиссер Джо Данте с радостью взялся за сиквел, действие которого разворачивается через шесть лет после событий оригинала. Забравший могвая Гизмо старик мистер Винг (Кей Люк) умирает, и осиротевший зверек отправляется бродить по улицам Манхэттена, где быстро попадает в руки сотрудников корпорации «Клэмп». В лаборатории над Гизмо начинают проводить эксперименты, которые очень быстро приводят к появлению гремлинов. Злобные твари захватывают корпоративный небоскреб и устраивают там известную по первой части вакханалию.
Джо Данте поднял ставки и решил высмеять сами сиквелы в целом, поэтому «Гремлины 2» изобилуют антикорпоративным юмором и отсылками к актуальным явлениям поп-культуры 90-х. Выглядит такое заигрывание с метанарративом как минимум странно, но на удовольствие от просмотра не влияет. В сиквел впихнули, кажется, все самые безумные идеи, которые пришли в голову сценаристам во время работы над сюжетом, но довели каждую до максимального абсурда. На пользу фильму это не пошло — сборы не покрыли бюджет, и мечты о триквеле так и остались мечтами.
Золотой период комика Эдди Мерфи пришелся на десятилетие на стыке 80-х и 90-х: «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Поездка в Америку» и «Чокнутый профессор» закрепили за артистом звание одной из главных звезд поколения. Последняя картина еще и сделала Мерфи самым экономным кадром для студии — в «Профессоре» Эдди сыграл целых семь ролей. Сейчас, конечно, комедия Тома Шедьяка смотрится невероятно кринжово, но на самом деле «Чокнутый профессор» постулирует простую идею принятия себя, пусть и с помощью изрядной доли сортирного юмора.
Гениальный генетик профессор Шерман Кламп (Мерфи) страдает от наследственного ожирения. Из-за проблем с весом и низкой самооценки он, как это водится, никак не может наладить личную жизнь, еще и находится под постоянным давлением декана колледжа (Ларри Миллер). В какой-то момент Шерман решается на крайние меры, вкалывает себе экспериментальную сыворотку и мгновенно превращается в стройного красавца. Однако есть пара проблем: действие сыворотки временно, а вместе с худобой меняется и личность Шермана, и Бадди Лав (так себя теперь называет профессор) оказывается весьма неприятным типом.
Сильвестр Сталлоне в одиночку может нести крест главного поставщика кринжа из 90-х (если, конечно, сможет отбиться от кричащего где-то рядом Николаса Кейджа), и фантастический боевик «Разрушитель» тому прекрасное подтверждение. Режиссером фильма выступил специализирующийся на видеоарте художник Марко Брамбилла, что в некоторой степени и определило нетривиальный визуальный стиль картины. А сюжет «Разрушителя» — буквально счастливый сон традиционалиста.
В 2036 году в Лос-Анджелесе из криокамеры сбегает бесчинствовавший в 90-х преступник Саймон Феникс (Уэсли Снайпс). Клин решают вышибать клином и для поимки маньяка размораживают Джона Спартана (Сталлоне), брутального копа, который когда-то и упек Феникса за решетку, правда, попутно угробил три десятка заложников, за что Джона и приговорили к криозаморозке. Лос-Анджелес будущего сейчас покажется абсурдной шуткой — в мире больше нет преступлений, а все потому, что люди отказались от употребления мяса, соли и кофе, а любой «обмен жидкостями», то есть секс и поцелуи, под строжайшим запретом. Спартан не только учит потомков, как расправляться с преступниками по старинке, но и наглядно демонстрирует своей напарнице Ленине Хаксли (Сандра Буллок), что даже в любви «нет лучше школы, чем старая школа».
«Рука-убийца» Родмена Флендера — идеальный фильм для просмотра на Хэллоуин, если традиционные слэшеры или истории о призраках надоели. Как следует из названия, главным антагонистом является рука. Сначала конечность расправляется с родителями своего носителя Антона (звезда «Пункта назначения» Девон Сава), а затем, когда парень в стиле Эша Уильямса избавляется от пятерни, отправляется в кровавый круиз по сонному пригороду.
«Рука-убийца» настолько же нелеп, насколько изобретателен и полон отсылок к главным хоррор-хитам эпохи. Антону помогают его почившие друзья Мик (Сет Грин) и Пнаб (Элден Хенсон), преследующие парня в форме призраков, как персонажи «Американского оборотня в Париже», а одержимая длань явно намекает разом и на «Семейку Аддамс», и на тех же «Зловещих мертвецов» и так далее. Добавим к этому неловкие попытки героя понравиться своей соседке Молли (Джессика Альба), выливающиеся в классический сопливый финал, — постыдное удовольствие на вечер готово!
Дилогию Джоэля Шумахера про героя в костюме летучей мыши принято отчаянно ругать. А между тем режиссер снял вполне адекватный времени кэмп, да еще и умудрился затащить в него главных актеров поколения. К тому же Шумахер не сразу сдался тому самому костюму с сосками, в котором щеголяет Джордж Клуни в «Бэтмен и Робин», что добавляет фильму несколько очков. В роли Бэтмена Вэл Килмер, а противостоят герою Готэма классические злодеи из комиксов: Загадочник (Джим Керри) и Двуликий (Томми Ли Джонс).
«Бэтмен навсегда» отходит от мрачной атмосферы фильмов Тима Бертона, что делает его ближе к самому первому сериалу о Бэтмене, создатели которого не изобретали велосипед, а подходили к комиксам как к детским историям в картинках. Оттого «Бэтмен навсегда» смотрится невероятно весело, пусть и порой чувство испанского стыда перевешивает удовольствие от творящегося на экране безумия. Всего через пару лет Шумахер снимет «Бэтмен и Робин» и похоронит Темного рыцаря на долгие годы под тоннами негативных отзывов и комичных комментариев.
Династия Уайанс удерживала нишу кринжовых комедий для своих на протяжении нескольких десятилетий. И, несмотря на то что Марлон Уайанс сейчас уже воспринимается скорее как драматический актер, в 90-х парень появлялся на экране в основном, чтобы творить дичь. «Без чувств» берет сюжет «из грязи в князи», адаптирует его под нью-йоркский лоск и помещает в центр повествования вырвавшегося из гетто в колледж Дэррила Уизерспуна (Уайанс), совмещающего острый ум гениального экономиста с самыми грязными строчками из треков The Notorious B.I.G.
Дэррил, испытывая финансовые трудности, соглашается на любую работу, что приводит его в лабораторию в качестве подопытного. Герою вкалывают некий «препарат 563», многократно усиливающий все органы чувств. Правда, и побочных эффектов у сыворотки столько, что хватит на несколько клиник, но 100 долларов — это 100 долларов. Чувства Дэррила действительно обостряются настолько, что он буквально становится всесильным, а это, конечно, приводит к череде максимально пошлых и комичных ситуаций. Кроме ностальгии по нерафинированной комедийной анархии 90-х к пересмотру «Без чувств» могут подтолкнуть еще два факта. Во-первых, один из авторов сценария фильма — Крэйг Мазин, ставший сейчас главным поставщиком хитовых историй, включая «Чернобыль» и «Одни из нас». А во-вторых, роль друга главного героя исполняет абсолютно отъехавший Мэттью Лиллард, появляющийся в кадре лишь затем, чтобы презентовать очередной рассказ о своих гениталиях.
«Спаун» — артефакт эпохи протосупергеройского кино — во всех отношениях отличный фильм. Основанный на одноименном комиксе Тодда МакФарлейна, боевик Марка Диппе получился хорошей адаптацией, то есть сохранил основные черты первоисточника и в нужной мере добавил кинематографической динамики. Немного неловким картину делает только персонаж Джона Легуизамо Осквернитель. Инфернальный клоун становится куратором наемника Эла Симмонса (Майкл Джей Уайт), когда того предают и убивают коллеги. Попав в ад, Симмонс заключает сделку с Осквернителем и возвращается на землю в качестве Спауна — воина со сверхъестественными способностями, целью которого является бесконечное служение злу.
Правда, у Симмонса совсем другие планы на вечную жизнь. Несмотря на пугающую внешность, он собирается стать супергероем и бороться с преступностью и адскими силами их же оружием. А заодно отомстить своим обидчикам. Осквернитель — тип по всем параметрам мерзкий — должен был стать комедийным персонажем, однако его шутки, снятые с ободка унитаза и пронизанные неловкими сексуальными намеками, заставляют руку инстинктивно тянуться к лицу в известном жесте. К тому же изначально фильм получил рейтинг PG-13 для демонстрации подростковой аудитории, поэтому скверный юмор Осквернителя выглядел вдвойне неуместно.
"....Которые мы до сих пор обожаем " в этом названии подборки такая натяжка, что я отсюда слышу, как трещит ткань мироздания
"Без чувств", когда вышел, помню был хитярой, прям маст вотч
Да, объективно, если оценивать сценарий, игру актёров и т.д. - почти все фильмы подборки, это где-то 5/10. Но их любят за бесшабашность, смотрибельность, и какую-то теплоту и честность. Чего бывает сильно не хватает ряду современных фильмов.
Так и не скажешь, какие это такие классные комедии я видел за... последние лет 5. "Славные парни" Гослинга и Кроу были аж в 2016. "Война против всех" в том же году. Будто вспомнить и нечего.