Нередко качество картины определяют по тому, хочется ли к ней возвращаться. Но это работает не всегда. В этом тексте мы собрали 8 признанных фильмов от культовых режиссеров, которые не особенно располагают к пересмотрам.
После трагической смерти ребенка муж (Уиллем Дефо) и жена (Шарлотта Генсбур) уезжают в загородный дом в глухой лес, чтобы попытаться наладить отношения. Получается, правда, обратное: пара стремительно теряет рассудок. Мрачную драму Ларса фон Триера (которую он то ли искренне, то ли с издевкой посвятил памяти Тарковского) и в первый раз вынести не так просто — дело даже не в жестоких сценах насилия физического, а в непрекращающемся психологическом давлении. Герои сводят с ума друг друга, лес — их обоих, а фильм, в свою очередь, зрителя. Один раз опуститься в жуткий мир Триера стоит. А вот повторять трюк желания нет никакого.
Имя Гаспара Ноэ часто всплывает рядом с упоминаниями Ларса фон Триера, и не сильно справедливо — все-таки два режиссера слишком разные. Но одно общее качество у них есть. Оба не боятся эпатировать зрителя и показывать на экране ад на земле. «Необратимость», пожалуй, — самая физически невыносимая работа Ноэ, но она же и самая изящная. Рассказанная от конца к началу кошмарная история об изнасиловании и мести, которая открывается зрителю постепенно, шаг за шагом, постоянно меняя восприятие истории.
Режиссер никак не может найти себе девушку и по совету приятеля решает устроить фальшивые кинопробы для актрис, а там подыскать пару. Вот только лучшая кандидатка оказывается психопаткой-убийцей, и вместо свидания героя ждут страшные пытки. Такаси Миике любит удивлять зрителя литрами крови и крупными планами человеческих внутренностей, но в «Кинопробе» он демонстрирует еще и талант пугать тонкими методами. Например, некомфортным монтажом или странным ракурсом. Хотя и крови тут тоже хватает.
Четверо героев отправляются на сплав по реке в диких Аппалачах. Они планируют спокойно отдохнуть, но становятся целью для местных жителей-садистов. «Избавление» Джона Бурмена — незаслуженно забытая классика триллеров с тремя номинациями на «Оскар» (в том числе на «лучший фильм») и звездным составом: в картине играют Берт Рейнолдс, Джон Войт и Нед Битти. Трудным для пересмотра фильм делает его жестокость к главным героям — тут есть, например, весьма невыносимая сцена изнасилования. Квентин Тарантино как-то рассказывал, что посмотрел фильм в детстве с матерью. И посмотрите, каким он вырос.
Два близнеца, Жанна и Симон, после смерти матери решают выполнить ее предсмертную просьбу: разыскать отца и брата на их исторической родине, объятой войной стране на Ближнем Востоке. Вот только по ходу путешествия они узнают о родителях шокирующую правду. «Пожары» — самый недооцененный фильм Дени Вильнева, автора «Дюны», «Убийцы» и «Пленниц». Мрачная драма о травме и памяти, чей эффект во многом держится на неожиданных поворотах. Поэтому при пересмотре фильм может трогать не так сильно. Впрочем, может быть и другая причина не возвращаться к «Пожарам» — они попросту слишком сильно разбивают сердце.
Владелец ювелирной лавки Говард Ратнер (Адам Сэндлер) любит ввязываться в авантюры и, ко всему прочему, очень азартен. Звезда клуба НБА «Бостон Селтикс» Кевин Гарнетт (в роли самого себя) просит героя одолжить ему на один день потрясающей красоты опал и оставляет как залог чемпионское кольцо. Говард закладывает его и ставит все деньги на «Селтикс», веря, что опал принесет удачу команде. Вот только сам ювелир должен большую сумму не тем людям, и теперь его жизнь зависит от результатов баскетбольной игры.
Адреналиновый триллер братьев Сэфди сложно смотреть не из-за жестоких сцен или мрачного тона — ничего такого тут нет. Просто это настолько энергичное, ни на секунду не затыкающееся кино, что от него легко словить головокружение. Просмотр «Неограненных алмазов» похож на поездку на самой большой американской горке в луна-парке: очень захватывающе, но второй раз уже не хочется.
Многие фильмы пытались передать ужас Второй мировой, но ни одна не сделала это так, как военная драма Элема Климова. История белорусского парнишки Флёры, который проходит через ад войны, наблюдает за смертями близких и банальной человеческой жестокостью, бьет по зрителю сильно и беспощадно. Это кино приходится смотреть сквозь боль и слезы, но так оно и задумывалось: иначе донести, казалось бы, простую мысль о бесчеловечности войны Климов просто не смог бы.
Мел Гибсон — еще один режиссер, который бывает особенно жесток к зрителю: даже история Христа в его исполнении превратилась в кровавый фильм ужасов. Ну а «Апокалипсис», вероятно, — вершина его стиля. Предельно реалистичный и потому очень жестокий фильм о жизни племени майя до прихода европейских колонизаторов. С человеческими жертвоприношениями, смертельными играми и трагической историей парня, потерявшего свое племя.