Этой холодной мрачной осенью от тоскливых пейзажей за окном спасёт, разумеется, кино. Мистические и таинственные сказки — будь то жуткие хорроры или чувственные экранизации готической классики — заботливо проведут зрителей из серой повседневности в фантастические миры, где полно страшного, но ещё больше очаровательно причудливого. Рассказываем, какие фильмы стоит смотреть, чтобы пережить ноябрь.
Томас (Дэн Стивенс) отправляется на отдалённый островок, где живёт религиозная община. Её члены требуют выкуп за сестру героя, Дженнифер, а ещё, как вскоре выяснит мужчина, страдают от нехватки урожая и непогоды. С последним им обычно помогало местное божество, но теперь оно наотрез отказывает островитянам в покровительстве. «Апостол» Гарета Эванса (режиссёра двух «Рейдов») — эталонный мистический триллер о столкновении цивилизации с консервативными верованиями. Правда, снят он не совсем в традиции жанра: от безумного индонезийского экшена, с которого начинал постановщик, в картину перекочевали динамичная ручная камера и искусный монтаж. «Апостол», с одной стороны, берёт классическую историю (сравнения с «Плетёным человеком» в сотне рецензий — не красного словца ради), а с другой — пытается рассказать её с помощью, казалось бы, совершенно не подходящих для жанра средств. Впрочем, Эвансу каким-то чудом удалось совместить две эти крайности: его кино вышло в меру грязным, по-готически причудливым, а в финале и вовсе беспробудно мрачным.
В руках Оза Перкинса, одного из самых нетипичных жанровых постановщиков XXI века, сказка о Гензель и Гретель превратилась в нескончаемый псилоцибиновый кошмар взросления. Даже в моменты, когда режиссёр лишь упивается меланхолией мрачного леса и полянок, по которым бродят брат и сестра, его кино остаётся поразительно тревожным и параноидальным. А стоит героям попасть в злополучный домик ведьмы, как Перкинс сменяет осеннюю мистическую хандру галлюциногенным кровавым трипом, где декорации схлопываются в пространстве, а внутренние страхи выбираются из самых недр подсознания. И всё-таки «Гретель и Гензель» умудряется до самого финала пронести трогательную рефлексию на тему поиска себя и непокорности судьбе — даже уходя в безумное жанровое неистовство, Перкинс остаётся верен своим мрачным мыслям.
Ковёр из пожелтевших листьев накрыл всю сонную лощину — то ли для того, чтобы замести следы когда-то совершённых здесь преступлений, то ли чтобы своим шелестом ознаменовать появление печально известного всадника без головы. Классика Тима Бёртона, быть может, потому и неумирающая, что полностью соткана из меланхоличных, едва различимых осенних ощущений — страха, одиночества, чувства грядущей гибели и других, в общем-то, мрачных эмоций. Депп в роли рационалиста-учёного, будто бы сошедшего со страниц детективов Эдгара Аллана По, Кристина Риччи — извечная печальная героиня готических рассказов, а небольшой городок, окутанный жуткой туманной дымкой, из тех, что в жанре принято называть нехорошим местом. Бёртон создаёт не историю, а целый мир, населённый разочарованными страждущими романтиками, фантомами прошлого и человеческими трагедиями. Фильма, лучше отражающего осенний сплин, пожалуй, и не найти.
Король сюжетных твистов М. Найт Шьямалан своими безумными опусами не раз спасал зрителя от осенней хандры, но его «Таинственный лес» — пожалуй, самая подходящая для холодного ноября работа из фильмографии мастера. Гигантская чаща окружает скромное поселение: за пределы деревни выходить нельзя — сцапают монстры, а по ночам всем местным советуют оставаться в домах. Единственная, кто решает пренебречь правилами, — незрячая девушка Иви Уолкер, которая отправляется за лекарствами для возлюбленного, невзирая на предостережения родственников. В финале у режиссёра, разумеется, уже припасён дикий поворот, но до своих фирменных плот-твистов Шьямалан успеет удивить: например, хтоническим вайбом грязного осеннего леса, заложницей которого станет героиня Брайс Даллас Ховард, и жуткими чудовищами, преследующими девушку. Сказки у режиссёра хоть и похожи, но рассказывает он их с таким заразительным энтузиазмом, что трудно в них не влюбиться.
Нежная и жуткая готическая мелодрама о роковом романе девушки Эдит (Миа Васиковска) и таинственного Томаса (Том Хиддлстон), сшитая из символов и референсов к классике и живописи. Дель Торо — автор многослойный, прячущий за повседневными моралями сложносочинённые стилистические головоломки, и если уж за что-то и любить небезгрешный «Багровый пик», так это за его визуальный слог. Пышный, помпезный и в то же время отталкивающий своей красотой, этот фильм превращается в бомбу замедленного действия: постепенно замерзает, отмирает, оставляя своих печальных героев посреди убийственной снежной белизны. Призраки, проклятия и особняки со сквозняками вновь собрались в одном месте, но только в этот раз дирижирует всем настоящий мастер — ушедшая, казалось бы, эстетика у него становится актуальной как никогда.
Новая Англия, 1630 год, изгнанная из общины семья вынуждена перебраться поближе к лесам и начать там новую жизнь. Правда, переезд омрачается чередой утрат и печальных откровений: у них пропадает малыш и родители понемногу начинают сходить с ума, кукуруза не плодоносит, а в округе, кажется, бродит ведьма. Кино Эггерса поначалу увиливает, ограничивается намёками и кивками в сторону, но этой неопределённостью оно и пугает. В «Ведьме» всё неправильно, непонятно, нуждается в расшифровке автора-демиурга. Действительно ли в лесу живёт нечто злое? Отчего семейка становится жертвой паранойи? Почему дети общаются с жутким чёрным козлом? Грязь Новой Англии, тесные хижины и таинственные леса лишь запутывают, рассеивают зрительское внимание и превращают «Ведьму» в парад хронического безумия.
Терри Гиллиам остаётся великим фантазёром и балагуром даже тогда, когда Харви Вайнштейн пытается из его дикого сумасбродного кино сделать посредственный готический блокбастер. У «Братьев Гримм» непростая судьба, но оттого ценней все чудачества этого неидеального фильма. Ходячие деревья, оборотни, кони, поедающие детей, и два героя-остолопа, бегающие в женских костюмах, — культовые мрачные сказки у Гиллиама пропитываются жгучим цинизмом и китчем. Особенно забавно смотреть это кино сейчас, спустя более чем 15 лет: устаревшие компьютерные эффекты «Братьев Гримм» вкупе с нарастающим абсурдом складываются в идеальный guilty pleasure. Страшно, может, и не будет (прошли те золотые времена, когда фильм мог кого-то напугать), но безудержный хохот гарантирован.
Испанский мультфильм хоть и номинально выполнен в стилистике «детской» сказки, но пугает он ничем не хуже «Апостола» Гарета Эванса. По сюжету беглый преступник забредает в деревню, но вскоре понимает, что на местных лежит страшное проклятие — теперь ему нужно будет во что бы то ни стало дать отпор тёмным силам и покинуть поселение. Если у Нетфликса получилась эдакая старомодная фолк-страшилка, то работа Фернандо Кортисо — артовая экранизация кошмарных рисунков Босха. Чудовища сходят с полотен на экраны, призраки завладевают деревней, а бедный уголовник отчаянно отбивается от потусторонних сил — если вы всё-таки решите посмотреть мультфильм с детьми, будьте готовы к тому, что на экране сюрреалистичная сказка будет соседствовать с философичной религиозной хтонью.