Московский международный кинофестиваль закончился, но фильмы, о которых хочется рассказать, остались. В этом году (особенно в секции «Русские премьеры») в программу смотра вошло довольно много картин, снятых и написанных кинематографистками. Рассказываем о самых заметных и любопытных из них, пусть порой и неоднозначных.
Картину Татьяны Лютаевой можно сравнить со скрежетом: именно с таким звуком она проезжает по зрителю, заканчиваясь неловко громким лязганьем. Возможно, «Единица Монтевидео» подарила одни из лучших ролей сразу двум актерам — Алексею Серебрякову, сыгравшему отсидевшего и потерявшего голос Лунина, и Агнии Дитковските, исполнившей роль его сходящей с ума дочери Луны. Родственникам предстоит найти общий язык, но самое главное — пойти на примирение, которого одна сторона не хочет, а другая не понимает, как достичь. Ситуацию усложняет несправедливое осуждение Лунина за убийство жены, в которое Луна верила все 12 лет срока.
Женский взгляд на травму важен всегда, особенно если она касается девичьей доли. Падение, в которое Луна отправляет себя сама, напоминает путешествие в кроличью нору, если бы Алиса тоже попала туда под наркотиками. Теперь отцу придется доказать, что он не Брандашмыг, а просто пытается спасти дочь — ведь жену когда-то не смог.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Проговорить проблемы сложно, а когда исповедуются мать и дочь — практически невозможно. Светлана Самошина в своем фильме сталкивает архетипы, делая конфликт неразрешимым: старшее поколение думает о том, как бы младшее успело родить, а второе пытается выяснить, почему ему врали о смерти отца.
Для Самошиной «Край» — режиссерский дебют по сценарию уже мастистой авторки Наталии Мещаниновой («Аритмия», «Шторм»). Картина риторически размышляет: в век психологической экологичности так ли нужны детям извинения родителей, если ничего уже не поменять. «Край надломленной луны» — один из фильмов фестиваля, который наконец-то открыто говорит: взрослые правы далеко не всегда.
«Туман», как и «Край надломленной луны», дебют, но дебют опытной кинематографистки: Наталия Гугуева больше 20 лет занимается документальным кино и первый раз ступила на зыбкую почву художественного. Видимо, поэтому главной героиней картины стала начинающая документалистка Настя (Валерия Репина), которая решила отправиться на край света, чтобы пролить свет на загадочное происшествие.
«Туман» можно назвать пасторальным детективом, который мелодраму предпочитает расследованию: холод северных морей, коченеющие метеорологи, мох, покрывающий камни, и исчезновение коллег, с которым связаны все и не связан никто. Гугуева-сценаристка сильно подводит Гугуеву-визионерку: в «Туман» хочется вглядываться, восхищаться красотами и подлинными ритуалами быта смотрителей за погодой — фильм действительно снимали на метеорологической станции. Но предметный мир и визуальное богатство портят скудные диалоги, которые временами слушать неловко. В любом случае было бы любопытно посмотреть следующую работу кинематографистки, если Гугуева вновь попробует себя за пределами документалистики.
История студентки актерского факультета, мечтающей не то о сцене, не то о режиссерском кресле — случай, когда female gaze видно слишком явно. Словно режиссерка картины Стася Венкова хотела бы не появиться в эпизоде, а сыграть главную роль, настолько «незаметно» расставлены по всему дому ее совместные фотографии с мастером Сергеем Соловьевым.
«Тайное влечение» — чувственный и нежный поклон в сторону тех, кто нам очень нужен, но, к сожалению, ушел. Будь то друг, отец или возлюбленный, травма зачастую заставляет нас сбегать в чужие нелюбимые руки. Однако прежде всего фильм становится рефлексией создательницы, подвластной и понятной до конца только ей.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Романс взросления прямиком из Мексики: еще одна дебютантка в полном метре Анабель Касо вместила все страхи и нежности девичьего пубертата в умытые солнцем каникулы. София (Эмилия Бержон) проводит лето на ферме у тети — с кузинами, птичками, вечерними семейными ужинами и фестивалями в ближайшем городке. Режиссерка трепетно любуется героинями: волосы треплет ветер, запястья обнимают бусины браслетов, а подушка хранит самые важные секреты. Мир в маленьком сестринском царстве рушится, когда девочки влюбляются в одного человека, и не соседского мальчишку, а взрослого мужчину-тракториста (Альберто Герра).
Анабель Касо, с одной стороны, следует романтическим и ностальгическим веяниям дебюта Софии Копполы, с другой – не забывает о корнях: в «Пшеничном поле» честный coming-of-age и откровенный разговор о зарождающемся желании переплетаются с мистикой и затаенной силой природы.
Вслед за «Пшеничным полем» еще один фильм из Мексики попал в программу «Трудный возраст»: «Божье царство» Клаудии Сэйнт-Люче. Лента наследует созерцательную интонацию и гуманизм высшей в пробы у «Проекта "Флорида"» инди-созерцателя Шона Бэйкера. На экране будни парнишки, который любит лошадей, бабушку и Бога (не обязательно в таком порядке). Сцены, которые будто подглядываешь, постепенно складываются в портрет Нэймара (удивительной органики юный артист Диего Армандо Лара Лагунес), который то ли слоняется без дела, то ли изо всех сил учится жить свою жизнь, как никто другой.
Аграрная история взросления цепляет, влюбляет и ведет за собой: в ожидании релиза фильма на стримингах хочется непременно пересмотреть всю фильмографию Клаудии Сэйнт-Люче.
Две коллеги (в исполнении Марины Брусникиной и Лизы Кугай) с заметной разницей в возрасте не пытаются сопротивляться влечению к загадочному Георгию (Игорь Верник), который на их глазах утопил, кажется, свою жену. Женское видение бывает сложно понять — иногда даже другим женщинам. Так случилось и с «Первой любовью» Светланы Проскуриной: просмотр прошел под девизом «непонятно, но очень интересно». Показать драмы сразу трех девушек — рискованное решение, ведь при сочетании они превращаются в гремучую смесь, сбивающую с толку.
«Первая любовь» — однозначно не лучшая картина Проскуриной, о которой в кругах кинематографистов говорят с придыханием. Сложно отследить, на что пыталась поставить акцент режиссерка: то ли на убийственную страсть первой любви, то ли на влечение младших к старшим (и наоборот).
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Несмотря на то что тюрьма в нашем обществе стигматизирована, она составляет важную часть культуры. В стране, где институты лишения свободы не всегда работают по назначению, поймать северный ветер и объяснить его порывы бывает сложно. Женщине в режиссерском кресле в таком случае приходится бороться сразу с несколькими убеждениями.
Документалисты часто опережают коллег по цеху и поднимают важные темы. Фильм Юлии Бобковой «Владимирский централ» — один из трех в цикле «История российских тюрем», но уже назван точным документальным портретом всем известного заведения. «Когда режиссер женщина и продюсер женщина, я могу вам сказать, что это испытание», — поделилась продюсерка картины Ангелина Ашман о работе над картиной.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.