От успешного фильма ужасов до сиквела всего один шаг. Но бывали случаи, когда картины обходились без продолжений, живя одинокой жизнью, вопреки запросам поклонников и сюжетному потенциалу. Мы вспомнили восемь фильмов, несправедливо оставшихся (пока!) без продолжений.
Удивительным образом «Нечто» Джона Карпентера не превратилось в долгоиграющую франшизу. Предпосылок было достаточно: мрачный конец, намекающий на глобальное разрастание угрозы, общее пристрастие кинематографистов лепить из хорроров 80-х длинные сериалы, ну и, наконец, много способов исследовать ужас на полярной станции, человеческую клаустрофобию и шествие инопланетного вируса (допустим, в густонаселенных городах). Всего этого не случилось, добавим даже, что к сожалению. Нет сомнений, виной тому – кассовый провал ленты в 1982 году, отрезавший для «Нечто» перспективные пути развития. Разве что в 2011 году вышел приквел, о котором довольно спешно забыли. А вот о событиях, произошедших после бойни на станции, мы так и не узнали. Остается только додумывать и гадать: выжил ли МакРиди?
Постапокалипсис с Уиллом Смитом о мире вампиров-мутантов претендовал на сиквел с тех пор, как вышел на экраны. Хоррор собрал приличные полмиллиарда в прокате, подарил Смиту одну из лучших ролей, а также имел потенциал на интересное развитие и расширение вселенной. Лента Фрэнсиса Лоуренса стала одним из самых обсуждаемых блокбастеров нулевых и создала неплохой плацдарм для сиквела – в одной из неканонических концовок (их придумано две) герой покидал зараженный город вместе с выжившей женщиной, оставляя задел для новых приключений. Возможно, стенания о нереализованном потенциале «Я – легенда 2» вскоре будут неактуальны, ведь Warner Bros. все-таки собираются снять сиквел. Лучше поздно, чем никогда.
Знаменитый хоррор-мюзикл дал старт феномену культового кино – на показах «Шоу ужасов Рокки Хоррора» зрители цитируют героев и наряжаются в костюмы вот уже почти 50 лет. А вот сиквел, парадоксальным образом, мир так и не увидел – подпевать приходится старым песням. Конечно, в 1981 году вышло формальное продолжение под названием «Шоковая терапия», но это все еще автономное произведение, не имеющее связи с оригиналом 1975 года. И главное, в нем не было экстравагантного Тима Карри в образе ученого Фрэнк-н-Фуртера. Попытки разработать настоящий сиквел не увенчались успехом, хотя запрос на столь же эксцентричный и колоритный хоррор- мюзикл у зрителей всегда был.
Каждый увидевший японскую «Кинопробу» наверняка остался в шоке. Такаши Миике мастерски соединил драму о поиске дамы сердца с пыточным порно, подчинив кульминацию фильма садистической логике. Девушка Асами в исполнении Эйхи Сиина запомнилась как самая хладнокровная хоррор-героиня если не в мировом, то в азиатском кино. На этой почве авторы могли бы не только паразитировать, усиливая нахлест пыточного хоррора (как, например, поступили создатели «Пилы» – не все продолжения, правда, ей были к лицу), но также и исследовать характер героини и дать представление о ее прошлом. Но «Кинопроба» Миике осталась жанровым особняком, лишенная как сиквела, так и зарубежных ремейков.
Сдвоенный проект «Грайндхаус» Роберта Родригеса и Квентина Тарантино провалился в прокате в 2007 году, но его небрежная эстетика и трибьют эксплуатационному кинематографу 70-х нашли преданных поклонников. «Планету страха» зрители запомнили как безумный зомби-хоррор с Роуз МакГоуэн, у которой вместо ноги автомат для отстрела живых мертвецов. И пусть фильм заканчивается на блаженной ноте, а герои находят желанный островок спокойствия в мире апокалипсиса, но ничто не мешало стартовать сиквелу прямо там же, где закончилась лента 2007 года. Продолжение от Родригеса могло бы привнести в кинематограф еще один заряд трэшевого безумия, кровавой вакханалии и поистине смелых творческих решений, но мы довольствуемся малым.
Пародийный хоррор Дрю Годдарда оживил жанр, предложив зрителям посмеяться над устоявшимися тропами. В конце концов есть ли более архаичный ход, чем история о поездке подростков в ветхую хижину? Сюжетная линия фильма завершилась исчерпывающе и бойко, а окружающий мир разрушился под натиском неведомых монстров – но даже такой финал не останавливает от мыслей о желанном сиквеле. Вторая «Хижина в лесу» могла бы не только иронично обработать прочие жанровые шаблоны, но и попробовать себя в сеттинге постапокалипсиса, где герои пытаются адаптироваться к реальности, переполненной жуткими существами. Скорее всего, мечты поклонников первого фильма так и останутся нереализованными.
В 2014 году Дэвид Роберт Митчелл выпустил на экраны один из самых громких хорроров десятилетия, напомнив о старых добрых подростковых страхах. По сюжету молодую девушку (Майка Монро) преследовала некая сверхъестественная сущность, пришедшая к ней после полового контакта с новым парнем. «Оно преследует» – заметный претендент на длинную, как список подростковых страхов, хоррор- франшизу. Ведь ужас, ассоциирующийся с телесной близостью, может принимать самые различные формы: все в руках авторов с безграничной фантазией! Именно через любовь и влечение, как раскрывал замысел фильма режиссер, люди пытаются отсрочить смерть. Вот уже 10 лет как авторы откладывают сиквел, пожалуй, наиболее изобретательного и жуткого фильма ужасов, снятого с явным уважением к наследию Джона Карпентера. Поклонникам горевать осталось совсем недолго, поскольку Митчелл активно работает над сценарием второй части, а Майка Монро заявлена в главной роли в продолжении They Follow.
Второй хит Джордана Пила рассказал историю о «Связанных» – брошенных под землю клонах, которых создало правительство США. Им ничего не оставалось делать, кроме как подражать жизням своих прототипов. Удивительно как оригинальный концепт Пила не развился в длительную франшизу – потенциал огромен, равно как и возможности расширения истории о клонах. Ведь их может быть целое множество, а сюжет запросто покрыл бы ландшафт всей Америки – и тех мест, где проводились правительственные эксперименты. Но «Мы», впрочем, как и другие авторские проекты Пила, «Прочь» или «Нет», сложился в экономичный хоррор, которому оказалось достаточно одной, но крепкой истории.
Мы
Оно идёт за тобой
Я легенда
Хижина в лесу
"Нечто", когда я его увидел в видео салоне в деревне на DVD, мне нужно было поздно возвращаться домой, а чтобы попасть в дом, нужно было пройти, через навес из винограда, дед-экономист, собака чёртова выключил свет на улице, я пол часа не мог решиться пройти в этой темени, решил рвануть и пробежать этот "у...жас", но самое ужасное было дальше, он ещё и дверь закрыл на засов, а расчет был на бег, рывок и я в безопасности, когда дверь не поддалась, моё сердце выдало 500 ударов в минуту, вся жизнь прилетела перед глазами, в этот миг меня окружили и монстры "Нечто" и "Пятница 13", Фредди, мать его Крюгер, "Чужие" и вот мне 50 лет и так грустно, что я уже ничего этого не боюсь и уже не испугаюсь 😔