Искромётный дуэт Саймона Пегга и Ника Фроста — то, благодаря чему мы вовек не забудем комедийную эстетику Эдгара Райта. Однако в боевике о суперполицейских режиссёр также порадовал одной из самых залихватских и диких перестрелок, которые только случались в современной комедии. Герой Саймона Пегга скачет по узким лондонским улочкам на белой лошади, чтобы разоблачить преступную группировку. Эпизод завершается энергичной перестрелкой, где старики и старушки уверенно лупят из пистолета-пулемёта, а священник прячет в рукавах огнестрельные сюрпризы. Но профессионалы справляются с угрозой и ликвидируют бандитов, даже если требуется бросить ружье на асфальт, чтобы оно само выстрелило и обездвижило противника. Или, например, пальнуть в цветочный горшок и свалить с ног преступную пенсионерку. Крутые же легавые, что с них взять.
Кровавая пальба, начавшаяся в доме рабовладельца Кэлвина Кэнди, — один из самых ярких эпизодов фильма, за которым закрепился маркер тарантиновского стиля: невоздержанно, жестоко и запредельно смешно. Бывший раб Джанго нашпиговывает пулями плантаторов и охранников Кэнди, из чьих тел фонтанируют кровавые гейзеры. Баня в особняке происходит под аккомпанемент Тупака Шакура и Джеймса Брауна, превращая насилие в запретное удовольствие, — вот такой аудиовизуальный контрапункт, создающий особое настроение (музыка афроамериканцев в фильме о Диком Западе?). Не говоря уже об удивительной механике тарантиновского мира, где тела отлетают, кувырком падают со ступенек, а стены до самого потолка заливаются красным.
Тарантиновский побратим, без которого не обойтись: адреналиновый зомби-хоррор от Роберта Родригеса с сексапильной Роуз МакГоун, которая расстреливает заражённых военных из пулемёта, вставленного в качестве протеза ноги. Актриса машет своим огнестрельным заменителем, превращая восставших мертвецов в мясные ошметки. Черри перелетает через заборы, стреляет, сидя на мотоцикле, а также демонстрирует, что инвалидность вполне может быть эротичной и притягательной: здесь странным образом смешиваются секс и смерть, идущие почти всегда друг за дружкой. Дерзновение Родригеса поставило точку в его эксплуатационной эстетике: даже в «Мачете», по-своему безумном и лихом, американский трэшмейкер не смог зайти так далеко, как сделал это в «Планете страха». Истина проста: вся сила в пулемётах. А еще точнее — в пулемётах, торчащих из женской ноги.
«Плачущий убийца» — малоизвестный боевик Кристофа Гана о профессиональном киллере, который выходит на тропу войны с мафиози. Фильм можно было бы считать вполне типовым экшеном с участием якудза, если бы не одно «но»: главный герой, сыгранный Марком Дакаскосом, оплакивает каждую свою жертву, утопая в слезах. Чувства и пули? Действенная формула для любого фильма об убийцах!
В одной из лучших сцен герой средь бела дня перестреливается с мафиози, совершая удивительные финты и перевороты (ко всему прочему, он еще и скрыт под устрашающей маской). Слоу-мо, неожиданные сантименты плюс эстетика гонконгских боевиков — всё это дано в причудливом и странном мэшапе, который заслуживает куда большего внимания, чем то, которое досталось ленте в 1995 году.
Одну из самых абсурдистских и нелепых перестрелок поставил Питер Джексон ещё в бытность свою главным мастером трэша новозеландского кино. «Инопланетное рагу» — история о том, как представители оборонного бюро ведут борьбу с армией инопланетян, которые высадились в тихой деревушке. Наевшись человечины и вооружившись АК-47, гротескные пришельцы (они передвигаются из положения полуприседа, и у них обнажены задницы) перестреливаются с хозяевами земель. И получают отпор: то выстрел с РПГ угодит в их логово, то непрошеных гостей разрежут бензопилами. Так или иначе, вся эта рукотворная, бутафорская фантазия режиссера вызывает если не истерический смех, то как минимум смятение и недоумение. Такого Джексон уже давно не делает. А жаль.
Когда-то криминальный экшен Майкла Дэвиса перезапустил карьеру Клайва Оуэна, сделав его новой звездой боевиков — немудрено, если вспомнить те пируэты, на которые подписался британский актёр. На протяжении всей картины герой Оуэна с ребёнком на руках отстреливается от бандитов, а в одном из эпизодов так и вовсе вступает в сексуальную связь с Моникой Беллуччи, параллельно нашпиговывая врагов пулями. Мёртвые противники, лежащие на пороге, да ещё и наступивший оргазм — странное сочетание, которое сработало и стало чуть ли не главной фишкой этой адреналиновой ленты. Кто-то явно замахнулся на триумф бешеных боевиков Джона Ву.
Фильму Йорма Такконе мало кто симпатизировал, а еще меньше нашлось желающих оценить пародийный потенциал. Однако «СуперМакГрубер» может порадовать одной из нелепейших сцен перестрелок, которые только случались в комедийных боевиках. Схватка разворачивается на большом складе, где агент МакГрубер ведет противостояние с людьми, работающими на опасного террориста. Главный герой стреляет, что называется, врассыпную, и ни одна из пуль не попадает в назначенную цель — это создает совершенно удивительный комический эффект вкупе с забавной физиономией горе-персонажа Уилла Форте. В фильме достаточно смешных экшен-манёвров, но этот один из самых странных и оригинальных.
Видеть мускулистого Сталлоне, противостоящего армии врагов, — дело уже давно привычное. Но «Рэмбо 3» установил рекорд по гипертрофированному мачизму: здесь Рэмбо вместе с полковником Траутманом бросает вызов целой Советской армии и почему-то… не оставляет ей шансов. Пара выстрелов из гранатомета, небольшой град пуль — и советские военные уже терпят потери на бескрайних широтах Афганистана, техника взрывается, а целый ряд военных мгновенно рассеивается. Мы нисколько не сомневаемся в фантастических способностях Рэмбо, но здесь вопрос «как?» по-прежнему остаётся открытым.
Режиссёр Джон Ву в своё время установил стандарт гонконгских боевиков, прежде чем перебрался в Голливуд и стал снимать большие международные фильмы. «Круто сваренные» могут порадовать зрителя эпической перестрелкой в больнице, которая начинается довольно абсурдно: вооруженные ребята выпрыгивают из ячеек для трупов и начинают стрельбу. Следом же они фактически рыбкой прыгают в медицинские тележки для перевозки больных и продолжают вести огонь по коридорам. Главный герой фильма — одержимый местью инспектор Текила — тоже не церемонится, ликвидируя на ходу всех парней, которые ему попадаются, даже если он их не видит лично. В общем, абсурдности и лихости сцен, которыми изобилует боевик Джона Ву, сложно сопротивляться.