Далеко не все фильмы побеждают в Каннах или Венеции, становятся лидерами проката или побеждают на «Оскаре». Многие прекрасные маленькие картины рискуют пройти мимо зрителей. История одного лета перед старшими классами, драма о последней игре на старом бейсбольном стадионе и пластилиновая анимация о потоке семейных трагедий и надежде на лучшее будущее — рассказываем об отличных фильмах 2024 года, которые остались в тени, но точно заслуживают большего внимания.
В последние годы в Аргентине всё чаще появляются длинные, состоящие из нескольких глав фильмы, напоминающие по структуре романы. И каждый раз это игра с привычными жанровыми канонами. Сотрудник маленького банка в Буэнос-Айресе Моран (Даниэль Элиас) тихо выносит из хранилища 650 тысяч долларов. Менеджер прочитал, что за ограбление его посадят максимум на три с половиной года, и решил рискнуть. Сумку с деньгами вечером после преступления Моран отдаёт коллеге Роману (Эстебан Бильярди). Награбленное сообщник прячет у себя дома, а как только вор выйдет на свободу, 650 тысяч будут поделены поровну. Роман не спит по ночам, думая о наказании, а Морану несладко в тюрьме. Морено снял ни на что не похожий фильм-ограбление, в котором центральное место занимают переживания горе-преступников, а также планы по использованию награбленного. Необычная парочка с почти идентичными именами, так что это еще и кино о двойниках, доказывает, что далеко не всем дано побороть муки совести. Картина не раз удивляет неожиданными сюжетными ходами.
Ифус — название исключительно медленного броска в бейсболе. Это отличная метафора игры с мячом и битой — событий на поле не так уж много, но и зрители, и спортсмены находятся в нетерпеливом ожидании. Правда, чтобы получить удовольствие от «Ифуса» Карсона Лунда, вовсе не обязательно знать правила бейсбола. Власти небольшого городка Дуглас в штате Массачусетс собираются построить на месте старого стадиона школу. Прохладным воскресным октябрьским днём проходит матч между двумя любительскими командами. Зрителей на трибунах почти нет. Бейсболисты не хотят покидать поле, ведь, возможно, больше игроки никогда в жизни не возьмут в руки мячи и биты. Лунд фиксирует уход эпохи. Немолодые семейные мужчины расстаются с любимым хобби, которое их объединяло, и теперь растерянно переговариваются, что же будут делать дальше. Это одновременно забавные и вызывающие сострадание герои. Вроде бы никакой большой драмы в их жизни не произошло, но в то же время со сносом старого стадиона у них отрывают частичку сердца. Все события умещаются в один живописный осенний день.
«Младший брат» дебютанта Шона Вана взял приз зрительских симпатий на фестивале «Сандэнс», а в декабре попал в десятку любимых фильмов Барака Обамы в 2024 году. Тринадцатилетний Крис (Айзек Ванг) живёт в Калифорнии с мамой Чунсин (Джоан Чэнь), старшей сестрой Вивиан (Ширли Чэнь) и бабушкой (Чжан Лихуа). Семья переехала с Тайваня в США несколько лет назад. Отец так и продолжает работать в Азии. У Криса летние каникулы перед старшими классами. Подросток впервые влюбляется, разочаровывается в старых друзьях, заводит новых, снимает на камеру крутых скейтеров, ссорится с сестрой, а прямо перед отъездом Вивиан в колледж понимает, как же её будет не хватать. Ван снимает трогательную и насыщенную событиями историю взросления, которая умещается в три месяца. Ближе всего картина к «Середине 90-х» Джоны Хилла, но чувствуется и духовное родство с «Леди Бёрд» Греты Гервиг. Сюжет развивается в 2008 году, так что родившиеся в 1990-е узнают ICQ, первые версии соцсетей и поностальгируют по собственному школьному времени.
Дебютантка Индиа Дональдсон создаёт вроде бы тихую картину, но несколькими штрихами и намёками наполняет фильм внутренней тревогой. Пожалуй, в американском кино не было столь же мощных походных драм со времён «Старой радости» Келли Райхардт. Семнадцатилетняя Сэм (Лилли Коллиас) поступила в вуз и рада была бы провести выходные с друзьями. Однако дочка успела согласиться на поход по Катскильским горам с папой Крисом (Джеймс Легро). Вместе с Сэм и Крисом в лес отправляется лучший друг отца Мэтт (Дэнни МакКарти). Дочь нечасто видит папу, у которого появилась другая семья. Сэм даже подпадает под обаяние похода с посиделками у костра, но Мэтт заводит исключительно странный разговор, который портит всё путешествие. «Хорошенькая» только первую половину кажется безмятежной драмеди о возможности насладиться лесами и горами, сбежав от городского шума. Разговор между представителями разных поколений не клеится. Авторке интересна динамика отношений троицы. Пространство, обычно отданное диалогам, заполняют паузы и выразительные реакции вчерашней школьницы. Получается душевное и внимательное кино как о взрослении, так и о необратимых ошибках.
Квебекский режиссёр Филипп Лесаж в двух первых фильмах — «Демоны» и «Возникновение» — интересовался подростками. Постановщик, пожалуй, является одним из самых недооценённых современных авторов. Лесаж прекрасно умеет обрисовывать конфликты одними умолчаниями и намёками. В гости к режиссёру Блейку (Арье Вортхальтер) в уютный дом посреди леса прилетают на аэроплане старый друг-кинематографист Альбер (Поль Амарани), его названная в честь одного из братьев Карамазовых дочь Алёша (Аурелия Аранди-Лонгпре), сын Макс (Антуан Маршан-Ганьон) и друг Макса Джефф (Ноа Паркер). Есть в коттедже и другие гости. Обстановка постепенно накаляется. Когда-то Блейк и Альбер снимали вместе, но затем первый ушёл в документалистику, а второй стал работать на телевидении. Джефф пытается осторожно подкатывать к Алёше и чувствует конкуренцию со стороны хозяина дома. «Кто у огня» балансирует на грани между психологической драмой и триллером. Весь фильм зрители ожидают, что напряжение перерастёт в трагедию. Снова мы смотрим на историю глазами подростков, а потому конфликты взрослых остаются не до конца прояснёнными, но картине это нисколько не мешает.
Американец Тайлер Таормина снял главный рождественский фильм года. Может быть, это и не «Оставленные» Александр Пэйна, но очень достойное кино со всеми узнаваемыми деталями семейного торжества. Середина нулевых. В родовом гнёздышке на Лонг-Айленде собирается итало-американская семья Больсано. Взрослые дети подумывают о продаже жилища, пожилую маму Антонию (Мэри Рейстетер) хотят сдать в дом престарелых. Внуки дошкольного возраста ждут Санту, а подростки ищут возможность улизнуть из дома, чтобы покататься с приятелями на машине по заснеженному пригороду. «Рождество в Миллерс-Пойнт» пропитано ностальгией по нулевым и точно передаёт ушедшую эпоху. А ещё фильм напоминает рождественский спецвыпуск сериала «Медведь». Таормину интересует нескончаемая какофония — под одной крышей собралось больше 20 родственников. Разумеется, праздник оказывается не только временем радости, но и моментом сожалений, а также важных решений.
Талантливейшие швейцарцы Рамон и Сильван Цюрхеры завершают «трилогию о человеческом сосуществовании». До «Воробья в дымоходе» авторы сняли фильмы «Странный маленький кот» и «Девушка и паук». На летние выходные по случаю дня рождения Маркуса (Андреас Дёлер) собираются два больших семейства. В загородный дом на берегу озера к имениннику, его жене Карен (Марен Эггерт) и трём детям приезжают младшая сестра Карен Юле (Бритта Хаммельштайн), её супруг Юрек (Милиан Зерзавы) и двое их отпрысков. Отношения у сестёр натянутые, общаются редко. С домом у Карен и Юле связаны не лучшие воспоминания: отец покончил с собой в подвале, от матери проявлений любви и тепла было не дождаться. Атмосфера в жилище стоит взрывоопасная, в любой момент то тут, то там может заполыхать пожар ссор. Как и в предыдущих работах, Цюрхеры исследуют дисфункциональные семейные и дружеские отношения в четырёх стенах. Авторы совершенно гениально работают с пространством и вещественным миром. Бьётся посуда, раскрываются старые секреты, родственники постоянно натыкаются друг на друга то на кухне, то в ванной. Нелюбовь здесь передаётся из поколения в поколение.
Австралийский аниматор Адам Эллиот победил с короткометражным «Харви Крампетом» на «Оскаре» 20 лет назад. Полнометражный дебют «Мэри и Макс» наделал шума в 2009-м и по праву считается одним из лучших мультфильмов XXI века. Поклонники австралийского автора, работающего с пластилиновой анимацией, могут вздохнуть спокойно: «Мемуары улитки» — выдающееся и в техническом, и в содержательном плане кино. Одинокая Грейс после смерти пожилой подруги Пинки рассказывает любимой улитке Сильвии свою жизнь: детство с братом-близнецом Гилбертом, быт с пьющим и тяжелобольным отцом, смерть близких, расставание с Гилбертом, разочарование в мужчинах, давнее хобби и общение с единственным близким и чутким человеком. «Мемуары улитки» — тяжелейшая драма, но с пластилиновыми фигурками на экране. Темы депрессии, психологического насилия, пыток, одиночества и алкоголизма здесь несколько оттеняются смешными эпизодами и персонажами забавного внешнего вида. Как и «Мэри и Макс», новая работа Эллиота посвящена аутсайдерам и взывает к эмпатии.
Канадец Мэттью Ранкин привлёк к себе внимание сюрреалистическим дебютом «Двадцатый век». «Универсальный век» тоже является абсурдистской комедией, но совершенно другого толка. Мэттью (Мэттью Ранкин) увольняется с унылой офисной работы и возвращается в родной Виннипег, чтобы повидаться с мамой. Выясняется, что теперь в провинции Манитоба в основном живут иранцы, а говорят все на фарси. Большим событием в городе становится сделанная школьниками находка. Две девочки обнаружили вмёрзшую в лёд купюру с крупным номиналом, но за деньгами начинают охоту взрослые. Ранкин представляет удивительную альтернативную реальность, в которой главный герой чувствует себя дезориентированным и потерянным. Кризис среднего возраста множится на смутное ощущение дома. «Универсальный язык» уверенно претендует на звание самого странного фильма года.
Ну зачем вы так сразу пренебрежительно к человеку? Дебют, всё-таки...