В широких кругах Тоби Магуайр известен прежде всего благодаря роли Питера Паркера в трилогии Сэма Рейми, однако на самом деле в его актёрской карьере можно найти много других запоминающихся образов, ничем не уступающих дружелюбному соседу в супергеройском костюме. Рассказываем о тех, на которые стоит обратить внимание прежде всего.
В байопике Эдварда Цвика о жизни великого шахматиста Бобби Фишера актёру досталась одна из сложнейших ролей в карьере. Сыграть исключительного человека, гения — дело одно, а вот одновременно с этим ещё и циника с параноиком — совсем другое. «Жертвуя пешкой» вообще ближе к олдскульным политическим триллерам, чем к спортивной драме. И Магуайр с его нуарной манерой игры эту мысль лишь подтверждает. Бобби Фишер в его исполнении проходит трагичный путь от сверхчеловека до безумной жертвы времени, от знаменитого шахматиста до потного нервного парня, ищущего прослушку в доме. Насколько бы сильной ни была личность, эпоха её раздавит и превратит в пыль.
Любовный треугольник, война, латентное противостояние братьев — драма Джима Шеридана при всей банальности отдельных её частей не превращается в бульварный роман с дешёвыми поворотами. Сэм (Тоби Магуайр) уезжает на войну и просит своего братца Томми (Джейк Джилленхол) присмотреть за своей женой (Натали Портман). Эпизодов с Магуайром здесь не так уж и много, но те, что есть, становятся проводниками в мир неописуемого ужаса войны. Причём кроется он не в самих сражениях, а в мироощущении после. Сэм — человек, которому не повезло заглянуть за эту ширму, и кто, если не Тоби Магуайр с его иллюзорной сдержанностью, способен показать человека на грани. На грани жизни и войны.
Споры о том, кто лучше исполнил роль Питера Паркера, мы опустим. Ясно одно: именно трилогия Рейми сделала и без того популярного героя комиксов знаменитым на весь мир. Взрослый Тоби Магуайр — не совсем каноничный Питер, но это не помешало ему на протяжении трёх фильмов создавать уникальный образ Паучка, мечущегося между жизнью мстителя в маске и простого обывателя. А последний эпизод с его участием — в частности, знаменитый танец Паркера, одержимого симбиотом, — навсегда останется в анналах экранизаций комиксов. Немного наивный, немного абсурдный — но за это мы трилогию и любим.
Одна из немногих комедийных ролей Тоби Магуайра. «Плезантвиль» Гэри Росса — остроумная сатира на американское общество. Актёр здесь играет паренька Дэвида, который обожает шоу 50-х об уютном благополучном городке, где люди живут в своё удовольствие. Однажды он получает новый пульт от телевизора, который, как окажется позже, перенесёт героя в вымышленный экранный мир. Аналогичный образ мечтательного персонажа он ещё исполнит не раз, но именно «Плезантвиль» этот характер деконструирует, выставит в неоднозначном свете абсурдистского эскапизма.
Магуайру чаще достаются вспомогательные, а не главные роли. Эта тенденция видна и в «Вундеркиндах» Кёртиса Хэнсона — фильме, повествующем о профессоре (Майкл Дуглас), чья жизнь в один момент резко пошла наперекосяк. Тоби в этой картине играет его студента — эксцентричного Джеймса Лира. В большей степени это, конечно, бенефис самого Дугласа, однако Магуайр здесь исполняет одну из своих самых интересных ролей неоднозначного, чудаковатого персонажа.
Экранизация классического романа Фицджеральда от База Лурмана сама по себе вышла неоднозначной, зато подбор актёров тут по-настоящему удивительный: Леонардо ДиКаприо, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон и, наконец, Тоби Магуайр. Последнему, кстати, досталась важная роль повествователя и друга главного героя. Образ скромного человека, восхищённого характером Гэтсби, артисту определённо удался. Сдержанный, интеллигентный и созерцающий, его Ник Кэррауэй при всем своём незначительном влиянии на сюжет становится одним из монументальных образов экранизации. Таких типажей в фильмографии Магуайра до обидного мало — остаётся верить, что эта несправедливость будет исправлена.
Триллер Стивена Содерберга, примечательный соотношением сторон 1,66:1 и чёрно-белой, но при этом не менее выразительной цветовой палитрой, больше напоминает яркое стилистическое упражнение. Магуайр здесь снова на подмоге, тем более что играет он американского солдата и водителя персонажа Клуни. Как это часто бывает, всё внимание на себя стягивают другие актёры, но именно образ его Талли придаёт фильму нужный жанровый колорит. Тоби — актёр преимущественно маленьких, но всеобъемлющих ролей. «Хороший немец» это доказывает как нельзя лучше.
Одна из первых заметных работ Магуайра состоялась в фильме Энга Ли. Его картина о сексуальной революции и коренных изменениях в институте семьи в прокате успеха не обрела, но фестивальных зрителей уж точно зацепила. Тоби играет студента, который становится частью странного любовного треугольника, и хотя его сюжетная линия не занимает много времени, его персонаж становится в истории одним из ключевых. Если хочется добраться до фильма, который помог Магуайру выйти на более широкую аудиторию, и посмотреть, какие роли актёр исполнял на раннем этапе карьеры, обязательно включите «Ледяной ветер».