Американская версия приключений Шерлока Холмса, где сам он -- наркоман на реабилитации, доктор Ватсон -- женщина, а полковник Моран болеет за "Арсенал"
Американская версия приключений Шерлока Холмса, где сам он – наркоман на реабилитации, доктор Ватсон – женщина, а полковник Моран болеет за "Арсенал".
По Первому каналу продолжается премьерный показ сериала «Элементарно» производства CBS, для которого актера на роль Шерлока Холмса специально выписали из Англии, но в остальном сходство с первоисточником минимальное.
Начнем с того, что дотошные читатели давно установили: в канонических текстах Конан-Дойла Холмс никогда не говорил Ватсону сакраментальную фразу "Элементарно, Ватсон!", это была позднейшая выдумка писателя Вудхауза, которая тем не менее прижилась. Но от новейших интерпретаций никто и не требует точного соответствия канону – главное, чтобы они были остроумные и нескучные.
Шерлок Холмс в исполнении Джонни Ли Миллера – бывший консультант Скотланд-Ярда, когда-то баловавшийся наркотиками, чтобы подстегнуть воображение во время расследований, и пустившийся во все тяжкие, когда потерял любимую девушку (да, ее зовут Ирэн Адлер).
Состоятельный отец, владелец недвижимости в Нью-Йорке, определяет Холмса в реабилитационную клинику в Америке, а после выписки позволяет ему поселиться в одной из своих нью-йоркских квартир – но только с одним условием: Шерлока будет денно и нощно сопровождать врач-куратор Джоан Ватсон (Люси Лью). Отлучиться от своей няньки он может не больше чем на пару часов, а по возвращении она непременно потребует от него слюну на анализ – ее задача не дать ему вернуться к пагубной привычке. А учитывая его нынешние занятия – Холмс бесплатно работает консультантом полиции Нью-Йорка – доктору Ватсон отныне придется бывать с ним на местах совершения убийств, любоваться на трупы и участвовать в расследованиях
Неудивительно, что эти двое сходу начинают собачиться, ведь поначалу Холмс воспринимает Джоан как обузу: "Если я с вами хоть в чем-то согласился, Ватсон, это значит, что я вас просто не слушал!" Он пытается поразить ее своим дедуктивным методом, но, видя, как она отныне во всем начинает видеть дедукцию, подымает ее на смех: "Как вы узнали, что мой отец развелся?" – "Просто погуглил!" Понемногу Ватсон начинает перенимать его метод, становится наблюдательной и учится делать выводы, за что и получает одобрение Холмса, сформулированное, как обычно, в довольно пренебрежительной форме: "Пожалуй, теперь ваш дедуктивный дар никто не назовет неразвитым". "Это комплимент, похороненный под тройным отрицанием", – парирует Ватсон. По мере того как их отношения налаживаются, все чаще возникает вопрос: как долго сценаристы будут тянуть кота за хвост и выдавать симпатию между мужчиной и женщиной, живущими бок о бок, за обычную дружбу? Сериальная практика показывает, что эту волынку можно тянуть бесконечно: достаточно вспомнить девять сезонов недомолвок между Малдером и Скалли или так ничем и не разрешившиеся намеки на роман между Мэлом и Инарой в "Светлячке". К тому же над сценаристами сериала все же довлеет канон: уложить Холмса и Ватсон(а) в одну постель – довольно дерзкое решение, которое фандом знаменитого сыщика может и не одобрить. Но как бы то ни было, необходимое напряжение между ними существует, а уж во что оно выльется – посмотрим.
Здесь нужно обозначить еще одну важную деталь: по всем приметам Холмс из "Элементарно" похож на аутиста или человека с синдромом Аспергера. При всем своем высокоразвитом интеллекте он не в состоянии построить простейшую коммуникацию, напрочь лишен такта и обычно вываливает любые соображения на голубом глазу, совершенно не заботясь о том, какое при этом производит впечатление, – в плане социализации он абсолютно беспомощен, и поэтому кажется чудаком. Похожие персонажи населяют скандинавские детективы последнего времени, правда, у скандинавских детективщиков это в основном женщины: Лисбет Саландер (трилогия "Миллениум"), Сара Лунд (сериал "Убийство") и Сага Норен (сериал "Мост") в той или иной мере аутичны – таков нынешний детективный тренд.
Вообще, этот новый Шерлок Холмс изрядно отличается от своего литературного предшественника: он довольно часто ошибается и, хотя в итоге все равно приходит к правильным выводам, постоянно испытывает терпение инспектора Грегсона (Эйдан Куинн), который к нему на удивление лоялен. Обычно сыщиков-доброхотов, всех этих частных детективов с их собственным интересом, взашей гонят с места преступления, если случаи кажутся очевидными: какому полицейскому охота ввязываться в муторные расследования, если можно быстро закрыть дело. Но в этом сериале Грегсон, против ожиданий, всякий раз прислушивается к любым подозрениям Холмса, даже если они кажутся невероятными.
Если британский "Шерлок" все-таки апеллирует к классическим расследованиям Холмса, в американской версии, больше похожей на обычный полицейский процедурал, сходство с прототипом прослеживается в основном в деталях. Это страсть Холмса к пчеловодству, пресловутая игра на скрипке (правда, в сериале он ненавидит оперу) или рассуждения о том, что человеческий мозг устроен как чердак, куда дурак натащит всякой рухляди, а рациональный человек сохранит в памяти только нужную информацию. В сериале эта знаменитая сентенция обыграна очень изящно: под этим предлогом Холмс вводит себя в транс на собраниях группы поддержки бывших наркоманов, "чтобы не слушать всю эту сентиментальную чушь, которую они там плетут". Присутствует в сериале и полковник Себастьян Моран (Винни Джонс) – знаменитый убийца под литерой "М".
В настоящий момент первый сезон сериала перевалил за середину, но в нем пока еще не появился во плоти профессор Мориарти – по-видимому, встречу с главным врагом Холмса сценаристы приберегли для финала сезона.
В любом случае уже сейчас можно со всей ответственностью заявить, что очередная инкарнация Шерлока Холмса получилась довольно удачной и вольное обращение с материалом ее не испортило – у сериала хорошая критика, высокие рейтинги и хороший задел на следующий сезон, который уже заявлен в производство.