Режиссер М. Найт Шьямалан уверяет, что его фильм «Стекло» не старается быть похожим на другие современные фильмы о супергероях. Напротив, режиссер считает сиквел своих картин «Неуязвимый» и «Сплит» драматическим триллером, только рассказывающим про персонажей из комиксов.
Режиссер М. Найт Шьямалан уверяет, что его фильм «Стекло» не старается быть похожим на другие современные фильмы о супергероях. Напротив, режиссер считает сиквел своих картин «Неуязвимый» и «Сплит» драматическим триллером, только рассказывающим про персонажей из комиксов.
С тех пор, как 19 лет назад Шьямалан выпустил «Неуязвимого», ситуация с супергероями в кино изменилась кардинальным образом. «Люди Икс», один из фильмов, с которых начинался золотой век супергеройского кино, стартовал в кинотеатрах всего за несколько месяцев до того, как вышел проект Шьямалана, основанный на комиксах. Когда же спустя 17 лет режиссер неожиданно вернулся к вселенной «Неуязвимого», сняв «Сплит», Голливудом уже правили DC и Marvel. Но Шьямалан совершенно не собирается им подражать.
Фильм «Стекло» будет впервые показан по ТВ в среду, 4 сентября, в 20.30 на телеканале «Кинопремьера» (канал входит в премиальный пакет «Настрой кино!»).
Трилогия «Eastrail 177» – киновселенная Шьямалана
Фильм «Неуязвимый» (2000) был мрачной драмой, в которой, казалось бы, обычный мужчина по имени Дэвид Данн (Брюс Уиллис) понимает, что у него есть суперспособности после того, как он сумел выжить в крушении поезда, не получив ни единой царапины. Фильм заканчивается тем, что его новый союзник, владелец галереи комиксов Илайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), вызвал железнодорожную катастрофу и стал причиной еще нескольких бедствий, чтобы найти супергероев в реальной жизни. Фильм заканчивается внезапно, когда Дэвид сообщает полиции о террористических выходках Прайса.
Дэвида мы видим в кино 17 лет спустя, в самом конце картины «Сплит» Шьямалана о Кевине Уэнделле Крамбе (Джеймс Макэвой), человеком, обладающим расстройством личности и сверхъестественными способностями страшного характера. «Стекло» рассказывает о том, что происходит, когда эти трое героев встречаются в психиатрической лечебнице, куда их заключают по таинственным причинам. Пресса и зрители уже окрестили эти три фильма трилогией Eastrail 177 – по названию поезда, потерпевшего катастрофу в «Неуязвимом», с которой так или иначе связаны все три персонажа (герой Крамб появлялся в раннем драфте «Неуязвимого», но потом Шьямалан решил оставить его для сиквела, включив многие сцены, не вошедшие в сценарий, в «Сплит»).
Шьямалан не хотел снимать для Marvel и DC (и отказывался размещать трейлеры «Стекла» перед их фильмами в прокате)
Учитывая интерес Шьямалана к комиксам и супергероям, многие задавались вопросом, почему этот режиссер никогда не сотрудничал с самыми крупными студиями супергеройского жанра. Давая интервью в рамках поддержки выхода «Стекла», Шьямалан рассказал прессе, почему отказывался от таких предложений, стремясь сохранить оригинальность своей собственных работ. «Я должен быть уверен, что это подходит для всех. Я снимаю кино в своем собственном стиле. Он очень особенный, и чем больше он отличается от других, тем лучше. Подходят ли для меня супергеройские фильмы Marvel или DC? У них ведь совершенно другой вкус. Надо ли туда добавлять мой соус табаско? Это философский вопрос. Я не говорю, что никогда не буду снимать для них, но представить это мне очень трудно».
Отношение Шьямалана к фильмам по комиксам не является чем-то необычным – многие режиссеры бросали проекты из-за творческих разногласий, например, Эдгар Райт («Человек-муравей»), Пэтти Дженкинс («Тор 2: Царство тьмы») или Кристофер МакКворри («Корпус Зеленых фонарей»). Авторы, снимающие кино «в своем собственном стиле», предпочитают иметь полную творческую свободу, которая противоречит франшизам крупных студий. Несмотря на то, что Marvel и DC предоставляли относительную свободу действий таким режиссерам, как Райан Куглер или Джеймс Ван, модель общей киновселенной, состоящей из множества движущихся частей – среда, встроитсья в которую может далеко не каждый.
«Стекло» - откровенно реалистичный фильм, и совсем этого не стыдится
Не надейтесь увидеть в «Стекле» конец света, взрывы, драки на небоскребах или традиционно облегающие персонажей костюмы, так как Шьямалан утверждает, что его картина твердо держится на реальности, и ее цель – быть совершенно понятной и объяснимой. «В каждом своем фильме я немного даю волю фантазии, но не настолько, чтобы герои взлетали в воздух или выпускали огненные стрелы из рук, - подчеркивает он в интервью. - Можно ли согнуть железную трубу? Не знаю, не уверен. Но кажется, я когда-то видел, как штангист проворачивал такое. Так что здесь все на грани». «Стекло» абсолютно лишено необходимых для эскапизма ингредиентов. Финальная схватка в «Стекле» происходит на парковке, а не на фоне компьютерных горизонтов или далеких планет. Элайджа Прайс, он же Мистер Стекло (в исполнении Сэмюэла Джексона) даже говорит: «Это не мультик, это реальный мир».
У Шьямалана объединяются злодеи, а супергерой в одиночестве бьется с ними, а не наоборот
Наиболее заметный элемент в «Стекле», который доказывает, что Шьямалан бунтует против киновселенной Marvel – то, как перевернута вверх тормашками сама концепция «ансамбля Мстителей». В МКВ мы знакомимся с героями по их сольным фильмам, а затем они каждые несколько лет объединяются для групповой оргии. В «Стекле» же все происходит наоборот. У персонажей есть свои отдельные фильмы, но объединяются именно злодеи, а не герои. Не столь важно, одержит ли триумф над врагами Дэвид Данн в исполнении Брюса Уиллиса – главное здесь то, что действовать он будет в одиночку. Если же кому-то непонятно, что у Шьямалана злодеи собраны под одной вывеской, то Илайджа Прайс (Сэмюэл Джексон) в лоб объясняет Кевину Уэнделлу Крамбу, что «плохие парни собираются вместе».
Супергеройство в «Стекле» - это симптом серьезного психического расстройства
Во вселенной Шьямалана супергероев не так почитают, как в КВМ. В «Стекле» сверхъестественные способности – это что-то вроде иллюзии или мании. Недаром так называемых супергероев в фильме госпитализируют в психлечебнице и изолируют от общества. Их не вербует никакая тайная правительственная организация, а, скорее, прячут от посторонних глаз, потому что как их использовать, никто не понимает. Представьте себе фильм Marvel, в котором с Человека-паука сняли его костюм и объяснили, что у него нет способностей стрелять паутиной, и супергерой даже начинает верить в это.
Герои в комиксах новой эпохи должны биться не со злодеями, а с организациями
Доктор Элли Стейпл (Сара Полсон) не случайно появляется в «Стекле», пытаясь убедить своих троих пациентов, что их суперспособности – это всего-навсего заблуждение. В какой-то момент мы сами начинаем ей верить, подобно героям. Дэвид Данн, работающий охранником, на первый взгляд совсем не годится на роль современного Супермена. Он подавлен, облысел, загружен семейными проблемами и работой, к которой не проявляет никакого интереса. «Многим трудно поверить, что в них или в окружающих есть что-то необычное», утверждает он. Но на этом Шьямалан не останавливается. Во время финальной битвы выясняется, что доктор Стейпл – часть более крупной организации, стремящейся избавить мир от супергероев и сохранить привычный баланс. Сверхъестественные способности – это не более чем вирус, который можно либо заточить в медучреждении, либо выпустить на свободу путем виральных видосов на YouTube.
Золотая эпоха киновселенных супергероев уже начинает утомлять даже самых ярых поклонников. Учитывая, что в год выходит около четырех фильмов, принадлежащих МКВ, можно считать, что Marvel установили монополию на рынке кинокомиксов. И «Стекло», служащее антитезой всему, к чему мы так привыкли на протяжении этих десяти лет, как бы говорит нам, что можно вывернуть наизнанку даже такие, казалось бы, знакомые и непоколебимые вещи, как киновселенная Marvel. Интересно увидеть, куда, как и когда Шьямалан будет дальше развивать свою киновселенную.
Каждую среду в 20.30 канал «Кинопремьера» показывает телеэксклюзивы – фильмы, впервые показывающиеся по ТВ. Спрашивайте канал «Кинопремьера» у операторов кабельного и спутникового вещания.