В прокат выходит пронзительная драма «Свет» с Еленой Яковлевой — о дружбе детства, которая не продлилась обещанную вечность. Ее режиссер — Антон Коломеец, известный по сериалу «Чики» и полнометражному метру «Ваш репетитор». Мы поговорили с кинематографистом о биографической составляющей «Света», разнице любви и дружбы на экране, а еще о женщинах, которые знакомы всем.
У вас это не первая картина, в которой вы главной героиней делаете взрослую женщину — почему?
Это не системное решение. «Почему вообще женщина?» или «Почему женщина шестидесяти лет?» — для меня очень важные вопросы. Я не понимаю, почему такой героини не существует на экране не в виде главного персонажа для телевизионного сериала телеканала «Россия», а для настоящего взрослого кино. Почему этот персонаж не рассказывает свои истории? Мол, женщина скучная: какая-то наша мама, соседка, парикмахерша, кассирша, что же мы из нее будем делать серьезного персонажа в серьезном кино? Я считаю, несправедливо и неправильно. Если взять героиню фильма «Свет», прообразом которого стала моя мама, я считаю ее интересным и сложным человеком. Интересно подходить к такому персонажу ближе, чтобы узнать — его жизнь такая же полноценная, полнокровная и объемная, как чья-то снобская жизнь.
А мама знает, что стала прообразом героини?
Да, я просил помогать мне на этапе написания сценария. Взял некоторые факты из ее биографии, в том числе историю с подругой детства, которую она очень любила, ее звали Марина — я многое взял из реальности. Перемешал правду с вымыслом и с собственными режиссерскими, сценарными интересами. Из некоторых фактов ее биографии: она социальный работник, тоже смотрела фильм «Романс о влюбленных», у нее была подруга Марина. Я просил маму рассказать о разных воспоминаниях, и маленьких, и больших, и фотографии присылать, пока писал текст. Из этого как пазл собирал материал.
Соответственно, из-за этого у вас действие происходит в 70-е?
Это 1975 год ровно. Кто-то писал, что у меня плохо с математикой — мол, по годам не сходится. Но я все рассчитывал от времени, когда начал писать текст, — возможно, это моя сценарная недальновидность, потому что я не знал, когда проект будет реализован. Писать начал в 2018-2019 годах, и я отсчитывал 18 лет Тани — это как раз 1975 год. Мы все время держали в голове, чтобы не было современных адресов в кадре и вообще вещей, которые точно отсылали к сегодняшнему дню. Все равно это не работает, и приходится объяснять, что это моя неопытность как сценариста. Я его два года писал, потом два года пытался реализовать, еще два года снимал — получилось из 2018-го в 2024-й.
Если ты работаешь с эпохой, то должен быть максимально скрупулезен в этом. Заметит зритель какую-нибудь нестыковку, и все, будет думать о ней вместо сюжета. У меня была молодая команда, никто из них не жил в 1975 году, даже не родился еще никто в то время. Мы все делали будто на ощупь, максимально обложились визуальными документами, приложили очень много усилий, чтобы часть фильма про 70-е не вызывала визуально вопросов, потому что иначе — это плохая работа.
Почему вы не упростили себе задачу, перенеся все, например, в девяностые, которые ближе и проще, и вы там были?
Потому что если героине 60 лет, а ей должно быть 18 в истории, то такого не может быть.
А скостить возраст героини, к примеру?
Тогда условно ей будет примерно 45, это совсем не то ощущение. Люди старшего поколения, поколения моей мамы, они другие. Не умеют рефлексировать свои чувства, не понимают, что такое психологи, психотерапевты. Это люди, которые не особо умеют обращаться с травмами. Им кажется, что лучше поработать или выпить за столом — закрыли, замазали и спрятали. Даже будь ей 45, это уже совсем другое отношение.
У этого же поколения и понятие дружбы отличается от того, что есть сейчас?
Мне кажется, какие-то вещи почти не меняются — разве что понятия, подходы и взгляды. Сегодняшние шестнадцатилетние девочки, если они нашли родственную душу, точно так же дружат, просто декорации вокруг другие. А суть, и ревность, и любовь, и «разделить на двоих весь мир», и мечтать о будущем, и строить планы, что будут вместе всю жизнь, мне кажется, единое ощущение — что в 1975 году, что сейчас.
Можно ли сказать, что дружбу на экране показать сложнее, чем любовь?
Дружба — это любовь, только без секса и поцелуев, без желания обладать человеком на физическом уровне. Но это такая же ревность, такое же ощущение, что человек тебе принадлежит, если не чувствуешь границ, и такое же полное погружение друг в друга. Я бы не сказал, что с точки зрения взаимодействия между двумя персонажами дружба кардинально отличается от любви. Возможно, в любви люди настолько разные, что это может быть сопротивление и столкновение, а люди, которые дружат, изначально смотрят в одну сторону.
У вас любовь становится краеугольным камнем между двумя героинями: одна не может принять любовь другой. Это тоже основано на реальной истории или режиссерское решение?
Это уже часть вымысла. Думаю, что-то такое было, но мне нужно было придумать и построить историю линейную. Конечно, она ревновала Марину к другим и расстраивалась, когда у той что-то получалось в личной жизни. Мама не чувствовала себя такой же красивой, яркой и интересной, как Марина, вокруг которой все случалось, жизнь кипела. И от этого я придумывал историю: только стоит появиться мужчине, в которого по-настоящему влюбляется Марина, и это сразу их разъединяет. Не только потому, что Марина уходит к другому человеку, хотя у них нет конкуренции: там подруга, а это — парень. Но есть момент, что даже во взрослой дружбе один развивается и идет дальше, а другой остается позади. Марина теперь знает, что такое любовь, она стала женщиной, у нее — все. А Тане 17 лет, она никуда не поступила, никто ее не любит.
Да, вы правы, с объективной точки зрения это токсичное поведение, но оно перемешано везде и во всем. Не бывает так, что все у нас получается, никто не ссорится и все замечательно. Мы где-то забываемся, где-то нас перекрывает, а им вообще по 17 лет. Мы видим Таню, в которой есть энергия жизни, она привлекательный персонаж, но при этом капризная, требовательная, считает, что мир ей должен, ссорится с мамой, все ей не так.
Она достаточно эгоистичная.
Да-да. Это не такой персонаж — не голубая героиня, которая просто хотела любви. Она требует, но взамен не дает. Мама говорит, что нужно учиться, если хочешь поступить, — она не учится и не поступает. Вот ее система координат. Она злится на весь мир, потому что виновата сама, но еще не осознает этого до конца. Когда девочки вместе, нет ощущения требовательности — им друг с другом хорошо, но они слишком юны, чтобы внешние испытания жизни пройти успешно. Таня их проваливает.
Когда мы видим героиню в наши дни, она уже другой, взрослый человек, который прожил целую жизнь: воспитала сына, работает по непростой специальности. Человек, которого сформировали события прошлого. Она в меньшей степени думает о себе. Мы часто видим подобное в наших родителях: дарят им на юбилей белье постельное красивое, а оно так и лежит, на праздник, когда-то «потом». Потому что такое отношение к себе в принципе.
Есть ли вероятность, что героини могли бы сойтись обратно, встреться они уже во взрослом возрасте?
Они бы хорошо поговорили, но не стали снова друзьями. Дружба — это работа. Так или иначе, вы делите жизнь, знаете, что происходит с человеком, поддерживаете его, приходите к нему на день рождения, на свадьбу, в больницу, когда он болеет. Это тот любимый труд, которым вы занимаетесь: если вы 30 лет не виделись и потом снова сдружились, будто не расставались, в такое я не верю. Вы не знаете друг друга, вы разные люди. Но они могли бы поговорить, думаю, и Таня сказала бы, какая она была дура, потому что давно это поняла про себя. Но сложилось так, как сложилось.
Яковлева идеально подошла на главную роль — были ли у вас другие претендентки?
На роль Татьяны — нет. Когда я заканчивал писать сценарий, сам стал искать в Интернете актрис, спрашивал у знакомых, у родителей, кого можно было бы посмотреть. И как-то наткнулся на Елену. Я хорошо знаю эту актрису, стал смотреть с ней всевозможные интервью и кусочки фильмов, понял, что она идеально подходит. У меня не было второго никого: думал, что Елена будет, и все. Есть фильм Жоры Крыжовникова «Самый лучший день», и Яковлева там такой сплав трогательности и комичности, который был нужен в моем персонаже. Она умеет быть смешной, не комикуя, что очень сложно: Елена может быть почти прозрачной и от этого очень смешной. У нее большая драматическая мощность. Яковлева большая телевизионная звезда, ее все знают по «Каменской», и она будто вхожа в ваш дом — как родной человек. И Татьяна Сергеевна — та женщина, которую мы вроде как знаем, — трогательная, где-то нелепая, узнаваема.
А как вы решили работать с Саввой Розановым (Синекдоха Монток)?
Спасибо за вопрос, а то никто не спрашивает про Савву почему-то! Я услышал как-то его песню, когда учился во ВГИКе, может, в 2012 году. Тогда я готовил дипломный фильм, нашел Савву в Интернете и предложил ему написать к картине музыку. Он откликнулся, потом мы работали и на первом полнометражном моем фильме «Ваш репетитор». Илья Учитель позвал Савву после моего полного метра в «Стрельцова», кажется, писать музыку. Сейчас Савва написал музыку к «Летучему кораблю», как минимум аранжировку. Для меня органично со студенчества двигаться дальше с ним: он тонкий, сложный, современный, просто чувственно резонирует со мной.
У фильма много фестивальных наград, почти единогласное признание критиков. А какой отклик вы рассчитываете получить от зрителей?
Я встречал людей из индустрии, которые презрительно относятся к авторскому кино: считают, что это копошение в собственной песочнице, а настоящее кино там, где серьезный бизнес. Мне кажется, «Свет» — зрительское кино, хотя и создано как авторское кино. После первых показов и общения с публикой стало ясно, что есть однозначная реакция — это очень приятно, но неожиданно. Когда мы только познакомились с Аней Шалашиной, продюсером фильма, я говорил, что история никому не будет интересна. Героине 60 лет, она социальный работник, вспоминает свою дружбу: сопли, сахар, телевизор, ничего амбициозного, и герой неинтересный. Мы думали, что аудитория будет очень узкая, а оказалось, что нет. Молодые смотрят и говорят, что я лучше стал маму понимать, например. Я думал, что будут смотреть одни женщины, а смотрели и мужчины, тоже сидели в зале и серьезные вещи говорили, растрогались. Мы сами себя принизили. Это прежде всего история про женщину, которую, кажется, вы знаете.