Научно-фантастические фильмы франшизы «Кловерфилд» не только выполнены в разной стилистике и поджанрах, они даже связаны между собой весьма условно – исключительно за счет намеков, догадок и не всегда обоснованных отсылок
Откуда взялось название фильма?
Российские прокатчики подложили всем нам небольшую свинью, поменяв ничего не говорящее, по их мнению, название Cloverfield на более звучное «Монстро», а потому линейка из трех схожих наименований у нас «рвется», но и в англоязычных странах фанаты долгое время не находили ответа на вопрос, какое отношение к событиям на экране имеет «клеверное поле» (дословный перевод сочетания Cloverfield). Лишь недавно выяснилось, что никакого особенного значения клеверу создатели оригинального фильма не придавали, им просто понравилась загадочность звучания этого слова, а подсмотрели они его на улице – бульвар Кловерфилд находится в паре кварталов от штаб-квартиры компании Абрамса Bad Robot в калифорнийской Санта-Монике. Но и это название не имеет отношения к клеверным полям – секрет названия кроется в располагавшемся ранее близ Санта-Моники аэропорту, названном Кловерфилдом в честь американского летчика Грейера Кловера, погибшего во время Первой мировой войны.
Зачем Абрамсу понадобился новый монстр?
Строго говоря, появление нового монстра на экране – весьма рискованное предприятие. В истории кино есть Годзилла, Кинг-Конг, Кракен, и эти существа активно используются, фильмы с их участием выходят регулярно. Так зачем же придумывать еще одного? Ответ Джей Джей Абрамса прост и патриотичен: он хотел, чтобы у Америки появилось свое культовое гигантское чудовище, которое могло бы соревноваться в популярности с классическими монстрами. В какой-то мере Абрамс прав: Годзилла пришел из Японии, Кракен – из Древней Греции, даже, казалось бы, американского Кинг-Конга привозят с далекого острова. Монстро же изначально появился в Нью-Йорке и не был похож ни на кого из «конкурентов». Теперь остается лишь «прокачать» его до уровня классических киношных суперсуществ.
Из-за «Монстро» в кинотеатрах пришлось развешивать предупреждения
Жанр и особая стилистика «найденных пленок», которая использовалась в «Монстро», разумеется, были изобретены не в 2008 году и не Мэттом Ривзом. Однако прежде столь дискомфортные, снятые на ручную камеру кадры в своих фильмах отваживались использовать только хоррормейкеры, достаточно вспомнить классическую «Ведьму из Блэр». Научно-фантастический триллер же в таком виде предстал перед массовым зрителем впервые, и для многих кульбиты камеры оказались шоковой терапией – Ривз намеренно вставил несколько эпизодов с выпадающим из рук объективом, дабы добавить съемкам реализма. Итогом таких экспериментов с восприятием стало разосланное по американским кинотеатрам распоряжение предупреждать зрителей о том, что просмотр может вызвать головокружение. Помогло это слабо – на тошноту и рвоту во время просмотра жаловались десятки людей.
В «Монстро» «вклеены» кадры монстров из других фильмов
Совершенно очевидно, что идея «Монстро» появилась у авторов фильма после знакомства с классикой вроде «Годзиллы». Да они этого и не скрывают – Мэтт Ривз открыто говорит о том, что без историй о кайдзю его фильм был бы невозможен. Свою благодарность за подаренное вдохновение режиссер выразил необычным образом – в «Монстро» по методу Тайлера Дардена «вставлены» кадры из классических картин о гигантских чудовищах. На 25-й, 46-й и 67-й минутах вы можете заметить мелькание сцен из фантастических фильмов «Они» (1954), «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» (1953) и «Кинг Конг» (1933) соответственно. Разумеется, вам придется запастись терпением, чтобы поймать указанные кадры, но никто и не обещал, что охота на монстров будет простым делом.
Что случилось с монстром из «Монстро»?
Несмотря на то что чудовище из первого фильма серии в кадре показывается лишь на какие-то доли секунды, на протяжении всего фильма мы видим, что его старательно пытаются уничтожить – монстр осыпан градом пуль, по нему ведут огонь танки, вертолеты и истребители, но ничто не может остановить движение твари по Нью-Йорку, пока на него не обрушивается град бомб ближе к финалу. Впрочем, и это не приводит к уничтожению, картина заканчивается тем, что военные получают приказ стереть Нью-Йорк с лица земли оружием помощнее, дабы не допустить продолжения движения чудовища по Америке. Очень надеемся, что вы уже приучены досматривать до конца финальные титры, иначе вы могли пропустить важную информацию – в самом конце можно услышать голос, который сообщает, что тварь пережила ядерный удар и продолжает движение.
Продолжению «Монстро» помешал Годзилла
«Монстро» запомнился зрителям не только секретностью вокруг, но и массой оставленных без ответа вопросов. Откуда взялся монстр? Что с ним случилось потом? Что стало с Нью-Йорком? Не повторилось ли подобное в других городах планеты? Съемки сиквела были бы в данном случае логичным развитием событий, но Абрамс и Ривз предпочли взять паузу, рассматривая разные подходы к продолжению. Увы, чего-то гениального в их головы сразу не пришло, а потом стало уже поздно – в работу пошли новый фильм о Годзилле и «Тихоокеанский рубеж», кайдзю снова стали мейнстримом, а плыть в фарватере авторам «Монстро» было неинтересно. Впрочем, одна идея для второй части, причем весьма неординарная, едва не была воплощена в жизнь – Ривз предлагал снять те же самые события, что показаны в первом фильме, но глазами другого человека. Радикальный ход, увы, так и не воплощенный в жизнь.
Фильмы серии «Кловерфилд» были секретом даже от актеров
Если в кадре «Монстро», «Кловерфилд, 10» и «Парадокс Кловерфилда» почти ничего не связывает, то за кадром у всех трех картин есть любопытное объединяющее звено – актеры всех трех проектов понятия не имели, что снимаются во франшизе. Когда в офисе Bad Robot проходили пробы в «Монстро», актеры полагали, что им будет уготовано место в «Звездном пути», который Абрамс попутно разрабатывал. Картина Дэна Трахтенберга «Кловерфилд, 10» едва не до самого старта проката называлась «Бункер», а о ее связи с «Монстро» не знал никто из снимавшихся звезд. Абрамсу пришел в голову такой изящный ход только тогда, когда он понял, что прямой сиквел «Монстро» будет плохой идеей. Наконец, актеры «Парадокса» признались, что их фильм стал частью серии только на постпродакшене, хотя во время съемок об этом не было и речи.
Slusho, Кельвин и Bold Futura
Обман актеров – не единственное связующее звено трех картин, Абрамс рассовал по уголкам своих лент массу «пасхальных яиц», которые позволяют считать «Монстро», «Кловерфилд, 10» и «Парадокс Кловерфилда» частью одной вселенной. В каждом из фильмов, например, существует косвенная отсылка к компаниям Tagruato и Bold Futura – именно на них возлагается ответственность за энергетический кризис на планете и пробуждение монстра из океанских глубин. Также во всех трех лентах в кадре можно увидеть логотип вымышленного газированного напитка Slusho, который якобы изготавливается с применением секретного ингредиента, добываемого со дна океана. Наконец, Абрамс традиционно использует во всех своих фильмах имя Кельвин (так звали его деда по материнской линии) – в «Кловерфилд, 10» так называлась заправочная станция, а в «Парадоксе» табличку с этим именем можно увидеть на двери одной из кают.
Первоначально сюжет «Парадокса Кловерфилда» был совсем иным
Мы уже рассказывали об изменениях названия фильма, который появился в видеосервисе Netflix под названием «Парадокс Кловерфилда» несколько дней назад, – изначально картина называлась «Частица бога», затем ее анонсировали как часть франшизы под названием «Станция Кловерфилд», и, наконец, зритель получил «Парадокс». Но не менее радикальным корректировкам подвергся и сценарий – на начальных этапах, еще до покупки скрипта компаниями Bad Robot и Paramount Pictures, речь шла не о параллельных измерениях, а о столкновении в космосе космических станций двух противоборствующих на Земле сторон, европейцев и американцев. Эксперимент с космическим коллайдером приводил к тому, что один из европейских астронавтов оказывался на борту американской станции и вырезал там всех по одному, как в каком-нибудь «Чужом».
Почему «Парадокс Кловерфилда» не получил широкого проката?
«Парадокс Кловерфилда» ничуть не уступает прошлогоднему фантастическому космическому триллеру «Живое» со схожей атмосферой, а в чем-то и превосходит его, но новое детище Абрамса в широкий прокат не попало. Почему? Все дело в руководстве Paramount. В середине прошлого года пост руководителя студии занял новый человек, и первым делом он взялся вычищать из списка грядущих проектов ленты с сомнительной отдачей и не способные конкурировать с блокбастерами других студий. «Частица бога» тогда попала в категорию «потенциально провальных», и Абрамсу было предложено заняться пересъемками или перемонтажом, но тот был слишком занят «Звездными войнами», и Paramount предпочла избавиться от головной боли. Как раз в это время случилась продажа Netflix «Аннигиляции», и это подтолкнуло Paramount к такому же трюку с «Парадоксом Кловерфилда». Похоже, новое руководство студии поспешило с решением, фильм вполне можно было показать в кинотеатрах.
Что же дальше?
Как ни странно, дальше мы двинемся в прошлое – совсем недавно Джей Джей Абрамс подтвердил, что грядущий его продюсерский проект «Операция Оверлорд» тоже станет частью Вселенной Кловерфилд. Причем на этот раз, по утверждению Абрамса, у команды нашлись силы и возможности, чтобы сделать картину для большого экрана, а потому зрители могут рассчитывать на выход «Оверлорда» в кинотеатрах. Расскажет будущая лента об американских десантниках, заброшенных в разгар Второй мировой войны в тыл к нацистам, чтобы исследовать и уничтожить загадочную секретную лабораторию, в которой гитлеровцы проводят эксперименты со сверхъестественным. Звучит несколько бредово, но авторы уверяют, что кино впечатлит даже самых завзятых скептиков. И останавливаться на этом Абрамс не намерен – Вселенная Кловерфилд, по его словам, будет пополняться новыми лентами каждый год, но ни одна из них не будет продолжать предыдущие напрямую. Так что готовьтесь удивляться – Монстро не то, чем кажется.