Из всех кинозлодеев мумии относятся к ряду наиболее экзотичных: в отличие от банального зомби, такое древнее зло не так-то просто вписать в сюжет, поэтому зловещие фигуры в бинтах появляются на экране достаточно редко
В фильме Энтони Хикокса полицейский, придя осмотреть странноватую экспозицию в только что открывшемся музее, оказывается засосан во времена Древнего Египта: бутафорская гробница вдруг превращается в настоящий склеп, откуда нет выхода, а выбравшаяся из гроба мумия зачищает территорию, методично убивая всех, кто осквернил захоронение своим появлением. Эта гигантская тварь в бинтах невосприимчива к пистолетным выстрелам и протыканию острыми предметами – неудивительно, что победить ее подручными средствами не получается. Более того: через открывшийся портал она после этого выбирается в реальный мир и намеревается выйти на улицу.
Как уничтожить? Забить двери и поджечь музей вместе со всем содержимым.
В доме престарелых коротают свои последние дни два старика. Один называет себя Элвисом Пресли, другой уверяет, что он американский президент Джон Кеннеди, выживший после покушения. Однажды их теплую компанию разбавляет выкраденная из музея египетская мумия: экспонат, нечаянно утопленный ворами в болоте неподалеку от богадельни, оживает, добирается до дома престарелых и принимается высасывать души из несчастных стариков. Друзья-маразматики, не умеющие передвигаться без ходунков и инвалидного кресла, объявляют древнему злу войну.
Как уничтожить? Собрать из подручных средств огнемет. Если не сработает, просто окатить противника бензином и бросить спичку.
Хоррор-комедия «Взвод монстров» – история о Дракуле, попавшем в 80-е годы прошлого века и собравшем для своих целей целую команду чудовищ из классических кинохорроров. Тут и оборотень, и тварь из Черной лагуны, и монстр Франкенштейна, и, конечно, мумия в бинтах – куда без нее? Твари, несмотря на комедийный подход авторов, жутковатые, но, к счастью, не бессмертные: против большинства из них хорошо работают пуля и взрывчатка. Впрочем, мумию обычной пулей не возьмешь – она ведь и так давно мертва.
Как уничтожить? Главные герои используют оригинальный способ, до которого раньше почему-то не додумался никто другой: размотав бинты, скрепляющие иссохшую плоть ожившего фараона, они проволакивают его на большой скорости по асфальту. Даже если в вашу реальность вторглись оборотни с вампирами, эффект ластика никто не отменял.
Найденная в египетском саркофаге мумия доставляется в американский университет и просыпается от радиационного излучения при попытке просветить ее рентгеном, после чего отправляется наказывать тех, кто присвоил драгоценные камни, лежавшие в гробнице. Саркофаг мумии при этом оказывается заражен загадочной плотоядной плесенью, быстро убивающей всякого, кто к ней прикоснется. А ведь древние свитки предупреждали, что тревожить мертвых чревато! Снятый в самый разгар «золотого периода слэшеров» начала 80-х, «Странник во времени» по многим параметрам и напоминает слэшер. Однако интересен фильм не только тем, что преследование жертв подается в нем «от первого лица» (то есть глазами мумии!), а прежде всего своим фантастическим сюжетным сплавом: живой мертвец оказывается по итогу не Тутанхамоном, а тем, кого египтяне когда-то принимали за бога, – инопланетянином, впавшим в кому. Впрочем, об этом «секрете Полишинеля» можно догадаться даже по постеру.
Как уничтожить? Убивать «брата по разуму» не обязательно – верните ему его камни, и гуманоид с их помощью сам улетит домой. Рецепта борьбы с убийственной плесенью пришелец, к сожалению, не оставил: вероятно, чтобы не умереть от нее, надо просто не воровать.
Конечно, с мумиями кинематографисты заигрывали еще в период немого кино. Но именно лента 1932 года, где главную роль исполнил Борис Карлофф, стала главным хоррор-высказыванием ХХ века на эту тему. Давно похороненный жрец Имхотеп просыпается из-за того, что британские археологи вломились в саркофаг и прочитали с папируса заклятие, способное оживлять мертвых. Сбежав из гробницы вместе с папирусом, Имхотеп начинает планировать воссоединение со своей возлюбленной – принцессой Анхесенамон, мумию которой нужно похитить из музея и сжечь, чтобы ее душа перешла в новое тело. Только вот новое тело, принадлежащее дочери местного политика, ничего такого не желает: оно влюблено в археолога, а за мумию замуж не хочет. К несчастью, Имхотеп знает заклятия, не только подавляющие волю девушки, но и убивающие любого, кто пытается ему противостоять.
Как уничтожить? Запастись талисманом Изиды, защищающим от колдовства. Сжечь папирус, пробудивший мумию в жизни. Призвать на помощь кого-нибудь из древних богов, пояснив, что жрец пошел по беспределу. Что-нибудь да сработает.
Киноверсия хоррор-сериала «Сказки с темной стороны» состоит из трех новелл. Первый сегмент – экранизация рассказа Артура Конан Дойла – носит название «Номер 249» и рассказывает историю студента по имени Беллингем, которого жестоко подставили сверстники. Не будь дурак, очкарик мстит обидчикам, натравив на обоих мумию, временно оживленную им с помощью заклинаний. Убивать с помощью мумии легко и приятно: кто заподозрит в преступлении высохшее тело, которому 3000 лет?
Как уничтожить? У Конан Дойла сосед Беллингема, догадавшийся обо всем, заставляет ученого собственноручно избавиться от мумии, угрожая ему револьвером. В фильме у одной из жертв Беллингема обнаруживается брат, который уничтожение мумии ему доверить не готов: Энди расправляется со спящим фараоном сам, обломав ему для начала пальцы, а затем расчленив тело электроножом.
Ремейк классической «Мумии», поставленный Стивеном Соммерсом в 1999 году, делал ставку не на ужас, а на приключения, да и сюжетом походил на оригинал лишь отчасти. Может, это и к лучшему, поскольку в результате дописываний стало только интересней. Оживший Имхотеп здесь постоянно регенерирует, высасывая жизненные соки из людей, да и действует не один: его окружает целая толпа миньонов в бинтах. С последними справиться не очень сложно: герой Брендана Фрейзера массово расстреливает их из автомата, разрубает саблями и жжет факелами. Помогают и просто тяжелые предметы, уроненные сверху. Другое дело их начальник, который по желанию может превращаться в облако песка, а любые отстреленные у него органы быстро заменяет, отбирая у новых жертв. А все потому, что современники когда-то покрыли его проклятием бессмертия в качестве наказания, чтобы скарабеи могли причинять Имхотепу боль, грызя его останки до скончания времен.
Как уничтожить? Обглоданного Имхотепа пробудили заклинания из древнеегипетской Книги мертвых, но это не единственный источник знаний, способный им управлять. Пара подходящих строк из Книги Амона-Ра, прочитанных слух, – и Имхотеп перестает быть бессмертным. Дальше сгодится и клинок. Книги у вас нет и не предвидится, а жить хочется? Можно притвориться рабом и помолиться на иврите – если есть вакансия, вас возьмут слугой.