Многие голливудцы тяготеют к определенным стилям и жанрам, и зачастую можно предсказать содержание картины, глядя на имена ее сценаристов и постановщиков. Поэтому иногда, когда вчитываешься в титры или в рассказы о создании фильмов, не веришь своим глазам
Многие голливудцы тяготеют к определенным стилям и жанрам, и зачастую можно предсказать содержание картины, глядя на имена ее сценаристов и постановщиков. Поэтому иногда, когда вчитываешься в титры или в рассказы о создании фильмов, не веришь своим глазам: «Этот человек написал это кино?!» Но нет, глаза не обманывают – в биографиях знаменитостей порой бывают неожиданные «взбрыки», которые никак не рифмуются с тем, чем эти голливудцы известны. Задумавшись об этом, мы вспомнили десять картин, чье авторство поразило нас особенно сильно.
Даже если вы раньше не знали имени Дж. Дж. Абрамса, теперь этого сценариста и постановщика игнорировать невозможно. Он поставил «Звездные войны: Пробуждение Силы»! Ранее он приложил руку к «Стартреку», «Миссия невыполнима», сериалам «За гранью», «Остаться в живых», «В поле зрения»… Одним словом, это один из крупнейших современных специалистов по остросюжетной фантастике и шпионскому кино. Однако в начале своей карьеры Абрамс также приложил руку к сценарию фарсово-криминальной комедии о двух незадачливых рыбаках, в которой сыграли Дэнни Гловер и Джо Пеши – звезды цикла «Смертельное оружие».
Ведущих голливудских создателей независимого кино братьев Коэн в чрезмерной серьезности не упрекнешь. Даже когда они снимают не комедии вроде «Большого Лебовски», а жесткие триллеры типа «Старикам тут не место», в их картинах можно разглядеть тонкую иронию и постмодернистские жанровые игры. Но когда суперзвезда Анджелина Джоли как постановщица привлекла их к работе над военным байопиком об американском летчике, который во время Второй мировой войны выдержал все пытки японского концлагеря, Коэны подготовили совершенно искренний пафосный и патриотичный сценарий, без всяких скрытых и открытых приколов.
С тех пор как американский индиец М. Найт Шьямалан поразил весь мир хоррором «Шестое чувство», он ассоциируется с неожиданными сюжетными поворотами и с переменным успехом работает над хоррорами, триллерами и остросюжетными фантастическими лентами. Однако в том же 1999 году, когда на экран вышло «Шестое чувство», в мировой прокат попала детская сказочная картина о разумном мышонке, усыновленном человеческой семьей. И мистер «Шестое чувство» был одним из ее двух сценаристов! Кстати, постановщиком «Стюарта Литтла» был Роб Минкофф, режиссер диснеевского «Короля льва».
Зрители голливудских блокбастеров выучили имя Джосса Уидона после выхода грандиозных марвеловских «Мстителей», а поклонники американских сериалов знают его со времен премьеры эпохальной «Баффи – истребительницы вампиров». Но до того как вплотную заняться собственными творениями, Уидон был голливудским «сценарным доктором», доводящим до ума чужие сочинения. Одним из текстов, над которыми он работал, был сценарий первого в мире полнометражного мультфильма, целиком и полностью созданного с помощью компьютерной графики. Так что в «Истории игрушек», предопределившей дальнейшее развитие анимации, есть фирменные уидоновские шутки и остроумные реплики.
Если вы знаете имя Ноя Баумбаха, то, вероятно, любите американское артхаусное кино. Его специальность как драматурга и режиссера – малобюджетные трагикомедии, глубоко заглядывающие в души главных героев. Фильм 2005 года «Кальмар и кит» принес Баумбаху номинацию на сценарный «Оскар». Чем лучше знаешь его творчество, тем большим выпирающим гвоздем в его фильмографии предстает сценарий высокобюджетного комедийного мультфильма «Мадагаскар 3», который не имеет совершенно никакого отношения к обычным темам и мотивам Баумбаха. Собрав в прокате почти 750 миллионов долларов, картина о беглых зоопарковых зверях заработала больше, чем, вероятно, все ленты Баумбаха вместе взятые – как уже снятые, так и те, которые он создаст до выхода на пенсию.
1994 год был, возможно, лучшим годом в карьере мэтра криминального кино Квентина Тарантино. Его блистательная трагикомедия «Криминальное чтиво» сорвала гигантский прокатный куш, удостоилась сценарного «Оскара» и получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Тот год был бы идеальным для Тарантино, если бы он не был также годом премьеры одной из худших комедий в истории Голливуда – тупейшей и патологически несмешной картины о существе неопределенного пола (весь «юмор» фильма заключался в попытках выяснить, к каком полу принадлежит Пэт). Имени Тарантино в титрах этого катастрофического фиаско не было, но постановщик «Чтива» был отчасти за него в ответе, поскольку он дружил с исполнительницей главной роли Джулией Суини и по ее просьбе неофициально участвовал в написании сценария.
Большой поклонник Эдгара Аллана По и Говарда Лавкрафта, Гордон Стюарт поставил такие жуткие и кровавые хорроры, как «Реаниматор», «Извне», «Колодец и маятник» и «Дагон». Однако посредине своей карьеры он вместе с другом и коллегой Брайаном Юзной (продюсером «Реаниматора») предложил студии Walt Disney снять детскую фантастическую комедию об изобретателе, чья машина случайно уменьшает его детей до размера букашек. Предполагалось, что Гордон снимет фильм, а Юзна его спродюсирует. Из-за болезни Гордона этот план не осуществился, и «Дорогая, я уменьшил детей» снял Джо Джонстон, будущий режиссер «Джуманджи». Но Гордон и Юзна все же приложили руки к сценарию ленты.
«Чарли и шоколадная фабрика», «Бесподобный мистер Фокс», «Ведьмы», «Матильда» – все эти известные фильмы сняты по мотивам книг британца Роальда Дала, одного из самых популярных детских писателей в Англии и Америке. Но у его творчества была также менее известная взрослая сторона. Поэтому, когда постоянный сценарист ранних фильмов о Джеймсе Бонде Ричард Майбаум не смог заняться пятой серией цикла, продюсеры привлекли Дала, хорошего друга Йена Флеминга, и тот сочинил сценарий «Ты живешь только дважды». Это было первое сотрудничество Дала с кинопродюсерами, и оно оказалось весьма удачным – фильм с Шоном Коннери стал прокатным хитом.
Выходец из семьи бедных итальянских иммигрантов, журналист и писатель Марио Пьюзо прославился как автор «Крестного отца». Также он сочинил несколько менее известных криминальных и политических книг… И сценарий супергеройского хита 1978 года «Супермен», из которого вышли все позднейшие блокбастеры о комиксных суперперсонажах. Продюсер картины Илья Залкинд нанял Пьюзо за 600 тысяч долларов, так как считал, что фильму нужен знаменитый и уважаемый сценарист. По той же причине Залкинд позднее заплатил звезде «Крестного отца» Марлону Брандо 3,7 миллиона долларов за изображение отца главного героя. Для продюсера было очень важно, чтобы ленту не восприняли как никчемную поделку (в то время у «суперкино» была отнюдь не суперрепутация).
Кэрри Фишер внесла свой главный вклад в мировое кино, когда сыграла принцессу Лею в первой трилогии «Звездных войн». Но она этим не ограничилась. Поскольку ее актерская карьера после участия в «Войнах» не задалась, Фишер в начале 1990-х нашла себе новую профессию. Она стала закулисным «сценарным доктором» и довела до ума немало чужих (как правило, мужских) сценариев. Большинство «ее» лент были романтическими постановками (например, «Певец на свадьбе» и «У зеркала два лица»), но Фишер работала и над сугубо мужскими картинами, включая хитовый полицейский боевик «Смертельное оружие 3» с Мелом Гибсоном и Дэнни Гловером. Кстати, в сценарном провале второй трилогии «Войн» есть ее вина – Джордж Лукас давал ей свои сочинения на доработку. Видимо, некоторым сценариям нужен не доктор, а гробовщик…