Реальная история склок между голливудскими звездами Джоан Кроуфорд и Бетти Дэвис, которая куда менее драматична, чем обычные телевизионные страсти
Джоан Кроуфорд (Джессика Лэнг) и Бетти Дэвис (Сьюзан Сарандон) были суперзвездами довоенного и послевоенного Голливуда. К началу 1960-х, однако, их карьеры сходят на нет. Продюсеры предпочитают молодых красоток, и для пожилых актрис главных ролей не пишут. Когда Кроуфорд устает ждать предложений, она сама придумывает проект на основе книжного триллера «Что случилось с Бэби Джейн?» и убеждает Дэвис вместе сыграть сестер, одиноко живущих в голливудском особняке. Но сотрудничают звезды лишь потому, что нуждаются друг в друге для успеха картины. У Кроуфорд и Дэвис давние личные счеты, и съемочная площадка не смягчает, а усугубляет их вражду.
Телевизионный продюсер и сценарист Райан Мерфи многого добился с антологическими шоу «Американская история ужасов» и «Американская история преступлений», каждый сезон которых рассказывает отдельную историю. Теперь Мерфи пытается повторить успех с аналогично устроенным сериалом «Вражда», который, как и «Американская история преступлений», основан на реальных событиях. Первый сезон «Вражды» посвящен противостоянию Кроуфорд и Дэвис, а уже анонсированный второй сезон расскажет о трениях между принцем Чарльзом и принцессой Дианой.
К сожалению сценаристов, не каждая интересная подлинная история занимательно смотрится, когда переносится на экран, и первый сезон «Вражды» наглядно это демонстрирует. Когда изучаешь многолетнее противостояние Кроуфорд и Дэвис в контексте голливудской истории, оно поражает и впечатляет своей откровенностью. Даже сейчас голливудцы обычно ведут себя подчеркнуто политесно, и каждая искренняя вспышка гнева на таком фоне представляется извержением вулкана. В прошлом же понятия о приличиях были еще более строгими, и тогда казалось попросту невозможным, что две гранд-дамы Голливуда (у Кроуфорд был один «Оскар», у Дэвис – два) могут публично враждовать, как торговки на Привозе. Тем более было непредставимым, что вражда обострится с возрастом, когда многое из того, что актрис друг в друге раздражало, уйдет в прошлое (так, Дэвис упрекала Кроуфорд, что та сделала карьеру через постель). Поэтому в учебнике закулисной голливудской истории противостояние Джоан и Бетти смотрится как война миров.
Но когда «Бетти и Джоан» превращается из фрагмента истории в сериал, то оказывается, что взаимные оскорбления и мелкий троллинг двух голливудских див жалко выглядят на фоне того, как обычно враждуют герои фильмов и сериалов. Даже если не брать супергеройские боевики с их эпическими противостояниями, а сосредоточиться на «мыльных операх», то легко найти там экранные козни, кражи, убийства, подставы, предательства…
В жизни Кроуфорд и Дэвис ничего такого не было и быть не могло – тем более в начале 1960-х, когда уже они чисто физически не могли всерьез друг другу навредить. Да, Дэвис считала, что не получила свой третий «Оскар» за «Что случилось с Бэби Джейн?», поскольку Кроуфорд якобы тайно агитировала против нее. Но вряд ли нужно было специально возбуждать неприязнь к знаменитости со склочным характером, которая всего несколько месяцев удержалась на посту главы Киноакадемии (Дэвис была первой женщиной на этой должности). В любом случае это мелочь в сравнении с кровавой враждой Монтекки и Капулетти или Бэтмена и Джокера. У Мерфи даже в подростковом «Хоре» были более жесткие страсти, чем в первом сезоне «Вражды». Хотя бы потому, что у школьников еще нет эмоциональной брони, которую Кроуфорд и Дэвис нарастили за десятилетия голливудской жизни.
Правда, сериал не сводится к вражде двух знаменитостей. Его «второе дно» – это политкорректное разоблачение голливудского сексизма. Мол, звезды калибра Кроуфорд и Дэвис должны были в любом возрасте легко находить работу, а не клянчить ее. Но ведь это проблема не больших студий, а сценаристов и режиссеров. Если бы те регулярно придумывали захватывающие «бабушкины» истории, которые бы стабильно приносили большие доходы, то всяческие Мэрилин Монро сидели бы без работы. Так что если у Мерфи и К есть проблемы с тем, какое обычно снимается кино, то они должны поднимать эти вопросы в своих гильдиях, а не агитировать публику за то, на что она не может повлиять. Кроме того, эта тема заслуживает куда более нюансированного обсуждения, чем поверхностная пропаганда, которую предлагает «Бетти и Джоан». Плоское, примитивное морализаторство раздражает, а не призывает к действию.
Впрочем, все это претензии к сути «Вражды», а не к тому, как она устроена, снята и сыграна. Лэнг и Сарандон – яркие и талантливые заместительницы своих легендарных предшественниц, и в их исполнении легко почувствовать сходства и различия между Кроуфорд и Дэвис, понять, что этих женщин сближало и отталкивало, и увидеть, насколько это были неоднозначные фигуры. Колорита 1960-х в сериале тоже хоть отбавляй, и «Бетти и Джоан» – занятное зрелище для тех, кто разбирается в голливудской истории и хочет полюбоваться ею на экране в ироничной и трагикомичной подаче. К сожалению, в России даже лучшие фильмы Кроуфорд и Дэвис почти неизвестны, и потому у нас «Бетти и Джоан» не может рассчитывать на такое эмоциональное вовлечение зрителей, как в киноманских кругах США.