Второсортная фарсовая комедия о сорокалетних сестрах, которые, обидевшись на родителей, устраивают вечеринку всей своей жизни
Второсортная фарсовая комедия о сорокалетних сестрах, которые, обидевшись на родителей, устраивают вечеринку всей своей жизни.
Сестры Мора (Эми Полер) и Кейт (Тина Фей) узнают от родителей, что те продают дом и покупают квартиру в шикарном доме для престарелых. Кейт тут же закатывает истерику – безработная парикмахерша и мать-одиночка надеялась какое-то время пожить у родителей со своей дочерью-подростком. Преуспевающая медсестра Мора в жилье не нуждается, но она тоже негодует, потому что родители даже не подумали с ней посоветоваться. Разбирая свои детские вещи, сестры находят дневники, которые вели в старших классах, и вспоминают, что Кейт в те годы закатывала славные вечеринки, а Мора никогда в них не участвовала, так как всегда была ответственной «заучкой». Поскольку до передачи дома покупателям остается всего несколько дней, сестры решают тряхнуть стариной и устроить вечеринку, на которой Мора наконец-то «оторвется», а Кейт проследит, чтобы торжество с десятками гостей, громкой музыкой, крепким спиртным и легкими наркотиками не вышло из-под контроля.
«Сценарий “Сестер” написан постоянной сценаристкой скетч-шоу “Прямой эфир субботним вечером”». Комплимент это или предупреждение? Хороший вопрос… С одной стороны, «Прямой эфир» выходит с 1975 года, и это самое известное американское телешоу такого рода. Поэтому писать для него сценарии весьма престижно. С другой стороны, те, кто регулярно смотрит «Прямой эфир», не дадут соврать – по-настоящему остроумные шутки там звучат далеко не каждую неделю. Может быть, в 1970-х или в 1980-х «Прямой эфир» жег ярче дуговой сварки, но в последние годы его сценаристы от выпуска к выпуску гонят порожняк в ожидании редкого вдохновения. Отсутствие контроля качества расхолаживает авторов – халтура становится для них нормой.
Наглядным подтверждением этого служит не только «Прямой эфир», но и «Сестры» – дебют в полнометражном кино сценаристки Паулы Пелл. В титрах фильма Джейсона Мур («Идеальный голос») нет логотипа «Прямого эфира», но снимались в «Сестрах» сплошь комики из этого шоу, и картина вполне могла быть развернутой киноверсией телевизионного скетча. Что в данном случае упрек, а не похвала.
В основу «Сестер» положена та же плоская феминистская идея, которая ранее легла в основу целого ряда американских комедий: «Что можно мальчикам, то можно девочкам». Если комедийные актеры могут играть великовозрастных раздолбаев, которые ведут себя как подростки, даже когда их бороды начинают седеть, то две звезды «Прямого эфира» и культовых ситкомов (Тина Фей – «Студия 30», Эми Полер – «Парки и зоны отдыха») вправе изобразить сорокалетних дамочек, которые ничуть не выросли с того времени, когда научились ходить.
Так, у Кейт дочь на грани поступления в колледж, но когда героиня слышит, что родители продали дом, она падает на землю и закатывает такую истерику, какой постеснялись бы некоторые младенцы. Мора ведет себя серьезнее, но это серьезность не взрослой женщины, а закрепощенной школьницы. Трудно поверить, что эта женщина в прошлом была замужем (на момент действия Мора два года в разводе) – она совершенно не умеет общаться с мужчинами.
В теории это смешно. На практике – энергичное, но беспомощное кривляние, почти начисто лишенное остроумия. Удачные «мужские» фильмы о шалопаях начинают с ребячества, а не исчерпываются им. «Сестры» это, кажется, не вполне понимают. И если первую половину фильма еще кое-как вытягивает обаяние Фей и Полер, то в сценах вечеринки несмешное кривляние возводится сперва в квадрат, а затем в куб, и становится невыносимым. Толпа участников «Прямого эфира» в поисках юмора – позорное, а не смешное зрелище. Показательно, что из всех, кто снимался в этой части фильма, лучше всего запоминается рестлер-качок Джон Сина, изобразивший сурового наркоторговца («У тебя есть дети? – Наверняка есть!»). Видимо, поскольку Сина не комик, Пелл утрудилась написать для него несколько хороших шуток. С профи же она пустила дело на самотек, и результат получился соответствующим.
Впрочем, основным требованиям к фильму о «вечеринке из ада» «Сестры» все же соответствуют. Дом и сад к концу ленты разносят вдребезги, Мора находит любовь, Кейт осознает, что надо отвечать за свои поступки… И прочее в том же духе – классический сентиментальный хеппи-энд на фоне развалин, которому предшествует «чад кутежа» с проламыванием сцен, сносом деревьев, порчей бытовой техники и прочими развлечениями вечеринки по-голливудски.
Обычно такие фильмы снимаются о подростках и студентах, но у персонажей «за сорок» после третьей бутылки и дозы запрещенного порошка громить дом тоже неплохо получается. Так что если вы обожаете кино о сантиментах на фоне разгульного хаоса и если вы не против того, чтобы в центре событий были ведущие себя как дети великовозрастные мамаши, то можете посмотреть «Сестер». Только не рассчитывайте, что будете много смеяться. Семейных страстей и ностальгии по 1980-м и ранним 1990-м (Постер Майкла Дж. Фокса! Танцы под Informer!) в «Сестрах» куда больше, чем смешных шуток.
С 14 января в кино.