Хотя пик пандемии коронавируса пришёлся на 2020 год, по-настоящему в себя киноиндустрия начала приходить только в 2023-м. Но стоило блокбастерам вернуться на большие экраны, как в Голливуде грянули забастовки сценаристов и актёров. Релизы Marvel и DC, как и новые части «Индианы Джонса» и серии «Миссия невыполнима», не добрались до миллиардных сборов. Спасали кинотеатры «Барби» и «Оппенгеймер». Рассказываем о главных событиях в мире кино в неспокойном 2023 году.
Феномен «Барбенгеймера»
«Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — два фильма, у которых изначально не было ничего общего, но, пожалуй, в историю кино картинам суждено войти вместе. Причём дело не только в художественных достоинствах, но и в феномене «Барбенгеймера». Два ожидаемых фильма года вышли в один день — 21 июля. Можно было подумать, что в результате конкурентной борьбы кто-то провалится, но нет, случился удивительный симбиоз. Две рекламные кампании превратились в одну общую, «Барбенгеймера», силами аудитории Сети, а не маркетологов.
Уже в начале 2023-го, когда стала известна дата релизов фильма, в Интернете начали появляться мемы и фанатские арты, в которых «Барби» и «Оппенгеймер» то противостояли друг другу, то сливались воедино. Стихийный низовой маркетинг сыграл на руку фильмам. О картинах непрерывно говорили даже зрители, которые изначально вовсе не собирались идти в кинозалы. Warner Bros. и Universal аккуратно заигрывали с онлайн-трендами: просили актёров фотографироваться с билетами на фильм-конкурент и предлагали давать интервью о противниках, только подливая масла в огонь. Мейджорам, несильно вмешиваясь в хаотичные онлайн-тренды, удалось извлечь гигантскую выгоду. «Оппенгеймер» собрал в мировом прокате почти миллиард долларов — отличный результат для неспешного трёхчасового байопика американского физика. А «Барби» и вовсе заработал на больших экранах почти 1,5 млрд. Гервиг удалось и порадовать широкую аудиторию, и донести в яркой форме важные мысли о равноправии полов. Возможно, успех двух картин продолжится на «Оскаре», но в любом случае «Барбенгеймер» стал самой обсуждаемой темой года.
Забастовки сценаристов и актёров
Если для кинотеатров пандемия и вынужденный карантин стали большой бедой, то у стримингов в 2020 году дела резко пошли в гору. Только, естественно, боссы Netflix, Amazon Prime Video, Apple TV+ и других крупных игроков на рынке не спешили делиться сверхприбылями с творцами. Онлайн-кинотеатры до 2023 года платили сценаристам один раз — ещё до релиза проекта, а дальнейшие успехи никак не влияли на доходы творцов, особенно рядовых авторов, не шоураннеров. Забастовка Гильдии сценаристов США началась 2 мая 2023 года. Бастующие требовали, чтобы студии увеличили минимальную оплату труда сценаристов, раскрывали данные просмотров, достойно вознаграждая авторов успешных проектов. Кроме того, творцы просили внедрить новую систему выплат, которая бы учитывала продажу прав или повторный показ проектов. Также важной темой обсуждения были гарантии использования искусственного интеллекта исключительно как инструмента для исследований и помощи творцам. Сценаристы не хотели, чтобы в один день их труд заменил ChatGPT.
Официально забастовка сценаристов продлилась 148 дней и закончилась 27 сентября. Минимальная заработная плата сценаристов увеличилась на 5%, запланировано повышение ставки в 2024 и 2025 годах. Также были достигнуты договорённости о правилах и ограничениях использования искусственного интеллекта при написании сценариев. Соглашение между Гильдией сценаристов США и Альянсом продюсеров кино и телевидения действует до 1 мая 2026 года. Само собой, у забастовки были последствия. Cтарт съёмок новых проектов («Гладиатор 2», «Мортал Комбат 2», «Дэдпул 3», «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть вторая») и продолжений сериалов («Андор», «Дом Дракона», «Пацаны», «Эмили в Париже» и «Фарго») перенёсся, а часть шоу была отменена. Пожалуй, самой громкой жертвой стали «Периферийные устройства», окончившиеся после первого сезона.
Но одной забастовкой в 2023 году дело не кончилось. 14 июля 2023 года прекратили работать актёры. Профсоюз требовал у всё того же Альянса продюсеров кино и телевидения увеличения минимальной оплаты труда, компенсаций за использование созданных искусственным интеллектом образов и подобий актёров, улучшения условий медицинской страховки и роста выплат за показы фильмов и сериалов на стримингах. Сара Полсон, Брайан Крэнстон, Джейсон Судейкис, Джесси Айзенберг, Эллисон Дженни и многие другие звёзды вышли к офисам крупных студий с транспарантами в руках.
Забастовка актёров завершилась 9 ноября. Профсоюз с гордостью сообщил о максимальном увеличении зарплаты за последние 40 лет и выполнении всех других требований артистов. В результате забастовки выход многих проектов был перенесён на более поздний срок. Например, «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, «Крейвен-охотник» и «Человек-паук: За пределами мультивселенной». «Претенденты» Луки Гуаданьино, которые должны были открывать Венецианский фестиваль, переехали на весну 2024-го. Осенние киносмотры во многом прошли с пустыми красными ковровыми дорожками. Главными проигравшими от забастовки, конечно, остались зрители. Вероятно, заметного количества контента мы не увидим, но «Очень странные дела», «Эйфория» и «Одни из нас» уверенно переезжают минимум на 2025 год. Хотя крупным студиям очень не хотелось раскошеливаться, о чём свидетельствует длительность забастовок, продюсерам всё же пришлось пойти навстречу сценаристам и актёрам.
Провалы Marvel и DC
И у Marvel, и у DC 2023 год получился неудачным. Можно говорить и о ситуативных провалах, и о кризисе кинокомиксов в целом. У DC традиционные проблемы со сценариями и бесконечными пересъёмками. Marvel же словно бы перекормил зрителей проектами. Чтобы разобраться во всех хитросплетениях КВМ, мало смотреть фильмы, нужно ещё и следить за сюжетными перипетиями сериалов. Вопрос, где рядовому зрителю взять время на все новинки, давно остаётся открытым.
В отличие от «Бэтгёрл», которую решили вовсе не выпускать в прокат, чтобы списать налоги, «Флэш» всё-таки добрался до больших экранов, хотя скандальный Эзра Миллер в промокампании фильма никак не участвовал. При бюджете в районе 200 миллионов картине не покорились даже 300 млн долларов. «Шазам! Ярость богов», как и «Синий жук», тоже не отбили вложенных денег. В конце декабря выйдет «Аквамен и потерянное царство», но от проекта, который переснимали и долго перемонтировали, едва ли стоит ждать больших успехов в прокате. На руку блокбастеру могут сыграть разве что рождественские каникулы.
С 1 ноября 2022 года за киновселенную DC отвечают Джеймс Ганн и Питер Сафран, так что зрителей ждёт много нового и любопытного. Правда, на 2024-й пока запланирован только «Джокер: Безумие на двоих», события которого происходят за пределами основной Вселенной DC. В 2023-м творческие перестановки могли помешать сборам фильмов, но это шаг с прицелом на будущее. Боссы DC уже поняли, что киновселенной нужны глобальные перемены, а вот Marvel буксует на перепутье.
2023-й стал худшим в истории MCU. Даже трогательные и полюбившиеся как критикам, так и зрителям третьи «Стражи Галактики», которые стали трогательным прощанием Ганна с Marvel, не добрались до миллиарда. «Человек-муравей и Оса: Квантомания» принесли студии меньше 500 миллионов, а результаты «Капитана Марвел 2» в прокате столь плохи, что Disney скрывает кассовые сборы блокбастера. Из-за проблем актёра Джонатана Мэйджерса с законом в будущем у Marvel возникают трудности с главным злодеем. На смену Таносу должен был прийти Канг Завоеватель, которого играл Мэйджерс. Теперь то ли другой актёр будет исполнять роль Канга, то ли спешно придётся вводить нового антагониста. 2023 год показал зрительскую усталость от повторения проверенных рецептов.
Усталость от продолжений франшиз
Надоели аудитории не только кинокомиксы, но и долгоиграющие франшизы. Главными кассовыми победителями года вышли «Барби», «Оппенгеймер» и легковесные «Братья Супер Марио в кино». Это не триквелы, сиквелы и приквелы, а самостоятельные проекты.
Слабо показали себя в кинотеатрах «Форсаж 10», «Трансформеры: Восхождение звероботов», «Индиана Джонс и колесо судьбы» и «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая», но причины неудач у блокбастеров разные. Шпионскую франшизу с Томом Крузом подвела самоуверенность продюсеров, которые поставили фильм на 14 июля, за неделю до «Барби» и «Оппенгеймера». Гигантский бюджет, выросший из-за длительных съёмок и соблюдения ковидных ограничений, отбить не удалось. «Форсаж 10» традиционно с каждой новой частью всё меньше собирает в Штатах. К тому же финал франшизы был разделён на две половины. Первый фильм в подобных случаях приносит продюсерам заметно меньшую прибыль. От отсутствия оригинальности и Майкла Бэя пострадали «Трансформеры». «Индиана Джонс» не смог привлечь в кинозалы молодую аудиторию, а денег фанатов среднего возраста, выросших на первых фильмах франшизы, не хватило, чтобы отбить вложения.
В 2023-м, в год столетия Disney, ни один проект студии впервые с 2014-го не заработал миллиарда. Юбилей получается не очень, даже мультфильм «Заветное желание», на который продюсеры делали особую ставку, получает отрицательные отзывы как от обычной аудитории, так и от профессионалов. Вернувшийся на пост главы Disney Боб Айгер уже успел раскритиковать предшественника, Боба Чапека. Но складывается ощущение, что студия уж слишком осторожничает и не выпускает хоть сколько-нибудь отходящих от канона проектов. Неизвестно, смогут ли в 2024 году добраться до миллиарда игровые ремейки мультфильмов «Лис и пёс», «Белоснежка», «Меч в камне» и «Горбун из Нотр-Дама», а также «Элио» и «Головоломка 2» от Pixar. Перемен в ближайшем будущем не ожидается.
Кассовый рекорд «Чебурашки» и сказочный тренд
В начале марта 2022 года крупные голливудские студии ушли с отечественного рынка. И хотя периодически на больших российских экранах легально показывают американские фильмы (например, «Джона Уика 4» и «Неудержимых 4»), в основном зарубежные блокбастеры стали частью теневого проката. «Аватар: Путь воды» теперь можно найти в расписании под загадочным словосочетанием «предсеансное обслуживание», что означает, что голливудскую картину показывают перед отечественным документальным фильмом или коротким метром, у которого есть прокатное удостоверение. Блокбастер Джеймса Кэмерона смог принести российским кинотеатрам и продюсерам 2,4 млрд рублей. Больше в 2023-м заработал только «Чебурашка».
Картина Дмитрия Дьяченко о забавном мохнатом зверьке установила рекорд по кассовым сборам в нашей стране. «Чебурашке» покорился рубеж в 7 млрд рублей. Если вынести за скобки «Вызов», у которого была огромная промокампания, в том числе на телевидении, на больших экранах России нынче царствуют сказки. Второе место по сборам после «Чебурашки» занял «По щучьему велению», на седьмой строчке расположилась картина «Баба-Яга спасает мир». В 2024 году на экраны выйдут «Бременские музыканты», «Летучий корабль» и «Огниво против Волшебной Скважины», так что сказки в России надолго, хоть Disney и не снимает больше «Последнего богатыря». Возможно, волшебство и уход в другую реальность всё же лучше спортивных драм и военно-патриотических фильмов. Хотя нынешний застой в массовом кино напоминает советские 1930-е, когда снималось огромное количество беспечных мюзиклов, максимально оторванных от пугающей действительности.
Отзыв прокатных удостоверений и новые «полочные» фильмы
2023-й в российской киноиндустрии запомнится не только отдалением от голливудского продукта, но и многочисленными запретами. Не получили прокатное удостоверение «Сказка» Александра Сокурова, «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой и «Каникулы» дебютантки Анны Кузнецовой. Теперь авторское отечественное кино можно посмотреть либо на фестивалях, либо на отдельных спецпоказах. Таким образом, список новых «полочных фильмов», в котором уже есть «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и «Просточеловек» Яны Климовой-Юсуповой, пополнился. В подвешенном состоянии оказались проекты с уехавшим из России Александром Кузнецовым. Если в начале года в кинотеатрах спокойно шли «Клипмейкеры», то ни «Свободное падение», ни сериал «Шаман» до зрителей так и не добрались. Постоянные проблемы с показами на большом экране возникают у доступного в онлайн-кинотеатрах исторического фильма Андрея Смирнова «За нас с вами».
На общем сложном фоне исключительной видится история «Айты» Степана Бурнашева. Фильм заработал в отечественном прокате более 26 миллионов рублей и стал самой кассовой якутской картиной на российских экранах. Проблемы у драмы начались, когда «Айта» стала доступна в онлайн-кинотеатрах. 11 сентября по требованию Роскомнадзора фильм пропал со всех стримингов, а 27 сентября у фильма отозвали прокатное удостоверение. Так что неприятности у картины в России могут возникнуть в любой момент, нашлись бы только недовольные.
Год компромиссов
Пока Грета Гервиг и Кристофер Нолан спасали кинотеатральный прокат, другие авторы продолжили сотрудничество со стримингами. После премьеры в основном конкурсе Венеции «Убийца» Дэвида Финчера выходил на короткий промежуток времени на больших экранах, а потом осел на Netflix. По другой модели пошёл Apple TV+. «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе и «Наполеон» Ридли Скотта выходят на стриминге эксклюзивно, но после полноценного проката. Важные авторы продолжают искать баланс между показами фильмов на больших и малых экранах. Решающую роль играют деньги. Сегодня стриминги спокойно конкурируют в финансовом отношении с Warner Bros., Universal Pictures и другими классическими студиями.
2023-й вполне можно считать годом поиска компромиссов и точек соприкосновения. В Штатах продюсерам и бастующим актёрам и сценаристам всё-таки удалось примириться и прийти к соглашению, «Барби» и «Оппенгеймер» и вовсе помогли друг другу, а прокатчики и стриминги совместно меняют киноландшафт и модели потребления контента. В России вынуждены были подружиться легальный и теневой прокат. Однако всё-таки хочется, чтобы в 2024-м было поменьше конфликтов. Ведь тогда и примиряться, и искать компромиссы будет не нужно.