За основу взят сюжет «Франкенштейна» Мэри Шелли. Учёный хочет создать себе идеальную спутницу жизни и находит в реке тело утонувшей девушки Беллы Бакстер. Он вставляет в её голову мозг ребёнка и возвращает к жизни, после чего возникают непредвиденные проблемы.
Четыре премии «Оскар». «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля-2023.
По одноимённому роману Аласдера Грэя.
Но вот в плане сценария и, что ещё хуже, смыслового наполнения, морального посыла -- всё весьма плохо. Мало что Лантимос несколько переврал и упростил идею первоисточника (книги), так ещё и всё свёл к тому..., что заменить мизогинию радикальным феминизмом и нигилизом - это почему-то круто. Будто бы один вид сексизма лучше другого. Будто бы нужно отвергать все социальные нормы, любую мораль, а не только то, что устарело. Найти золотую середину не только ни у кого не получается, никто и не пытается, потому что, оказывается, это что-то ненужное.
Главная героиня шарахается из крайности в крайность весь фильм, кочует от одного вида моральной деградации к другому. И это подаётся как путь познания, и хорош только тот мужчина, что одобрительно воспринимает всё вот это. Спасибо, конечно, но нет.
Визуально Лантимос крайне хорош, но по сути сказать ему нечего, в смысле ничего ценного. Мне понравились "Лобстер" и "Фаворитка", но не этот фильм. Уж слишком большая ставка здесь на провокативность и радикальность. Ещё науку обгадили.
Подобная логика напоминает опыты японских учёных во время Второй Мировой Войны, отличавшиеся невероятной жестокостью, но давшие стремительное развитие ряду научных отраслей, особенно медицине, когда над пленными ставили эксперименты, какую самую высокую и самую низкую температуру способен вынести человеческий организм, когда детей разных возрастов заражали смертельно опасными вирусами и бактериями, изучая их воздействие на них. Определенные этические рамки и философия однако имеются, но являются избирательными, гибкими, способными идеально подстроиться под обстоятельства и имеющиеся цели и задачи. "Кто я такой, чтобы вернуть жизнь женщине, решившей с ней покончить??!!", восклицает Новый Господь, однако "Кто я такой, чтобы пересадить мозг нерожденного ребёнка его матери??", вопрос не возникает, потому как это раздвигает рамки познания и вступает в резонанс с целями этого самого Нового Бога, стремящегося дать Новую Жизнь, создать свое Новое Творение, убив ради этого старое и отжившее. Таким образом у "Господа", получается осуществить задуманное и дать эту самую Новую Жизнь, воплотить уникальный эксперимент и получить взрослую женщину с чистым как лист бумаги восприятием окружающей действительности, не обремененным социальными рамками и общепринятыми нормами, первое осмысление самой себя которой приходит по средствам обнаружения центра удовольствий в своем теле, а именно клитера. Несмотря на то, что секс с недееспособной женщиной представляется мне чем то весьма отталкивающим и даже мерзким, тем не менее она судя по всему обладает невероятным сексуальным магнетизмом и тягой к познанию собственной сексуальности эмпирическим методом. Мастурбация и собственно сам секс представляется ей высшим удовольствием, то чем можно и нужно "заниматься все время". Отсутствие самоконтроля и чрезмерная половая активность, приводят к депрессии и ощущению внутренней опустошённости, повышенному уровню агрессии, обилию сомнительных связей, что усугубляет непонимание норм окружающего общества. Новый Господь тем не менее не обременяя себя задачей воспитания и адаптации к окружающей среде своего новоиспечённого чада, отпускает её в путешествие с незнакомцем, в котором она способна навредить себе и окружающим, наделяя её бесконечной и бесконтрольной свободой познания опытным путём, что на мой взгляд говорит о его абсолютной безответственности как родителя и собственно Творца, то есть Творение он создал, а что будет с самим Творением или с ребёнком, которому хочется врезать, из-за того, что он "противно вопит" уже не важно. Однако в процессе захватывающего путешествия и познания мира, столкнувшись с правдой жизни, ужасами реального мира и социальными этажами, мост между которыми безнадёжно разрушен, Творение этого самого Нового Бога, охватывает внезапный приступ невероятной эмпатии, непонятно откуда взявшейся, учитывая, что до этого врезать ребёнку или выкинуть старую женщину за борт представлялось неким интересным и захватывающим новый опытом, и тогда перед Творением встает уже новая задача, а именно "изменить мир к лучшему". Все попытки "изменения мира к лучшему" терпят однако вполне предсказуемое фиаско, но все компенсирует бесконечный энтузиазм и стремление к познанию.
Занимательно выглядит логика повествования, в которой ревнитель и собственник Дункан предстает эгоистичным, властным собственником, эксплуатирующим женское тело главной героини, однако престарелая сутенерша, делающая то же самое в промышленных масштабах, предстает мудрой, понимающей жизнь женщиной, можно сказать даже другом и соратником, помогающим разобраться в самой себе и глубже осознать всю несправедливость этого мира, где правила пишут "мужчины, которым хорошо, когда женщине плохо".
Забавно так же выглядит тот факт, когда героиня искренне недоумевает, почему выбирают посетители борделя, которые деньги платят, а не проститутки, которые деньги получают, что и как будет происходить.
И вот обогатившись новым представлением и взглядами, в обществе таких же борцов за равенство и свободу проституток-социалисток, пройдя путь унижения и боли, Творение подобно бутону розы, раскрывается и предстает в образе независимой и самодостаточной женщины, способной ломать жизни и судьбы, сводить с ума мужчин, роковая госпожа, пиковая дама, теперь она сильная, свободная, знает чего хочет и готова маршировать к своей цели в дружном строю единомышленников. И тут мы подходим к черте, когда Новый Бог, умирая стремится забрать с собой в могилу Бога старого и все его догмы и постулаты, нарекая свое Творение "Матерью-Дочерью" противопоставляя "Отцу и Сыну", подменяя старые ценности новыми, целомудрие-распущенностью, ответственность-безрассудством и вседозволенностью, милосердие-жестокостью, покаяние-бескомпромиссной уверенностью, отменяя кроме прочего институт репутации и взаимной ответственности партнёров, когда любящий и заботливый жених ждёт любимую долгие годы, в то время как невеста обогащается опытом в борделе, и посмотрите какой замечательный, принимающий мужчина, даровавший ей свободу и всегда готовый её принять, со всеми венерическими заболеваниями в придачу, он же учёный, исследователь, открытый ко всему новому и неизведанному, одним словом "душка" и пример всем вам абьюзерам и мужланам для подражания. Но внезапно на пороге могилы, извивающийся по задумке авторов в предсмертных конвульсиях Старый Бог, упираясь руками и ногами, все же решается показать свой злобный, хищнещеский оскал, предстоя перед нами в образе "всепрощающего мужа", который готов простить даже то, за что "Иисус Христос бы голову битой проломил". Властный собственник, садист и абьюзер врывается в двери церкви как ураганный порыв, как злой волшебник Черномор и заточает Творение в золотую клетку, предлагая в качестве досуга издеваться вместе над прислугой, желающий абсолютной власти над бедным и несчастным Творением. Он даже зачем то хочет вырезать ей клитор, но Творение однако вместо того, чтобы с прежним энтузиазмом решиться на очередной эксперимент и в очередной раз раздвинуть грани познания, тем не менее собирает всю свою решимость, силу, дух свободы и независимости в кулак и этого неожиданно оказывается достаточно, чтобы добить, вколотить последний гвоздь в крышку гроба старого порядка, обвинив его в лицемерии, несправедливости и ущемлении прав и свобод. И теперь Новый Бог, как и полагается поднявшись на небеса, несёт свою волю всему миру, начертав скальпелем на теле, будто на скрижалях, свою первую заповедь... "Если тебе хотели вырезать клитор, вырежи ему мозг, и замени его мозгом козла!!", то есть предлагает отвечать на жестокость ещё большей жестокостью, и смаковать её в компании верных единомышленников и друзей.
С этим фильмом хочется подраться, настолько сильное возмущение и неприятие он вызывает, его сравнивают с Форест Гампом, где главный герой постигает мир вокруг себя по наитию, плывёт по течению бурной реки, живёт как получается и в конце концов реализует себя. Но
Форест Гамп - теплый, ламповый фильм, где ты всей душой проникаешься к герою, сопереживаешь за него, финальная сцена заставляет тебя плакать, прямо рыдать... Дженни из Фореста Гампа сочувствуешь искренне, пропускаешь через себя её страдания и остаёшься обогащённым, более добрым к миру вокруг. Ты несмотря на всю её боль принимаешь этот мир, со всеми его недостатками, ужасами, чудесами и невероятными приключениями, прощаешь и принимаешь Дженни, которая оплатила своей болью все грехи этого мира.... Бедные и несчастные подобных чувств не вызывает, холодный как хирургический скальпель и неуютный как операционный стол, на котором тебя собираются то ли кастрировать, то ли провести лоботомию, то ли и то и то одновременно... Состояние абсолютной душевной пустоты, при котором тебе нечего терять и остаётся только приобретать "новый опыт", нигилистический взгляд на мир вокруг, отрицание идей, благодаря которым этот мир был построен и стал таким какой он есть, оставляет по своему окончанию лишь садисткое послевкусие... Одним словом "Торжество блядства"
Закончить данную рецензию я бы хотел сценой из кинофильма "Стражи Галактики 3", в которой результат подобных хирургических экспериментов - космический енот Ракета, снимает лицо с Великого Эволюционера, который так же проводил эксперименты и опыты над различными живыми существами, пытаясь создать идеальную расу, способную создать идеальное общество. Представ с обезображеным лицом, поверженный Великий Эволюционер спрашивает "За что ты так со мной?? Я хотел всего лишь сделать этот мир лучше!!", "Ты не хотел сделать этот мир лучше, ты просто ненавидел его таким, какой он есть", отвечает ему Ракета. Всего хорошего, до новых встреч!!