Занятно начинающаяся, но быстро портящаяся ироническая трагикомедия о дружбе девочки-подростка и рокера средних лет
Занятно начинающаяся, но быстро портящаяся ироническая трагикомедия о дружбе девочки-подростка и рокера средних лет.
Питерская девочка-подросток Катя (Евдокия Малевская) уже давно лежит в больнице. Она могла бы подлечиться и выписаться, но не делает этого, потому что не хочет возвращаться домой, где у ее матери новая семья с детьми от нового брака. Так что Катя живет в депрессии, пока однажды не знакомится с взрослым пациентом – знаменитым рок-музыкантом Олегом Птицыным (Иван Охлобыстин), который лечится от туберкулеза и алкоголизма. Олег намного старше Кати, но в душе он шебутной ребенок, и два пациента неожиданно становятся лучшими друзьями, удерживающими друг друга от уныния.
Дебютную полнометражную картину питерской постановщицы Ксении Баскаковой, прежде известной как сериальная актриса, очень хочется полюбить и высоко оценить. Это явно кино человека, который обожает кинематограф и надеется доставлять зрителям удовольствие. В центре ленты находится харизматичная пара – «человек-праздник» Иван Охлобыстин и юная оперная певица Евдокия Малевская с запоминающимся лицом и звездным апломбом. Фоном картины выступает самый красивый город страны (прости, Москва, но ты знаешь, что Питер румяней и белее), показанный со всех возможных ракурсов, и в «Птице» есть особая петербуржская художественная энергия на грани мейнстрима и артхауса.
Но, многообещающе начавшись, «Птица» по мере продвижения к финалу только разочаровывает. Вопреки мрачноватому постеру, это ироническая комедия о нестандартной дружбе, однако в ней отчаянно недостает смешных шуток и приколов. В некоторых других лентах герои Охлобыстина так и сыплют остротами, здесь же три сценариста придумали для звезды обидно мало удачного материала, хотя персонаж у Охлобыстина такой, что он обязан «жечь напалмом» (рокер с панковским привкусом!). У других исполнителей, включая Малевскую, та же засада. Их сцены часто вроде бы комедийные, и зрители должны хохотать, но на смех пробивает лишь изредка.
Есть у ленты и драматическое измерение, но оно требует прочувственности, которая не возникает из-за переизбытка иронии. Кажется, зрители должны переживать из-за семейных бед Кати и из-за множества проблем Олега (он не может петь, его группа разваливается, его жена спит с продюсером, и они вместе «копают» под Птицына), но поданы эти беды и проблемы так бесшабашно, что сочувствовать героям не получается. Кроме того, Охлобыстин и Малевская не могут сыграть страдание и депрессию, поскольку оба пышут самодостаточностью и внутренней энергией. Это замечательно для легкомысленной комедии с фарсовым настроем, но не для более сложного, многогранного фильма, которым «Птица» пытается быть.
Еще хуже то, что, сведя Катю и Олега, лента толком не знает, что дальше делать с этой парочкой. Да, поначалу они могут просто шататься по больнице или по городу, чем они и занимаются. Но для развития сюжета им нужен какой-то захватывающий квест. Или диалоги уровня «Прогулки» или «Перед рассветом», чтобы простое совместное времяпровождение смотрелось как отличное зрелище. Фильм же во второй половине сюжета запирает героев в прибрежном доме Олега, где они не делают ничего интересного или реально значимого. Пока наконец картина не спохватывается и не проводит прием deus ex machina («бог из машины»), который давно считался признаком авторской некомпетентности. Штирлиц говорил, что лучше всего запоминается последняя фраза, и такой позорный финал стирает из памяти те предшествующие удачные моменты, которые в «Птице» все же можно найти.
Наконец, не верьте тем, кто скажет, что «Птица» – музыкальное кино. В нем есть музыка и даже есть пара выступлений на сцене, но экранной музыки в «Птице» слишком мало, чтобы приписать ее к музыкальному жанру. Это удивительно, потому что Малевская в первую очередь известна как певица, а Охлобыстин может сочинить и исполнить что-нибудь задорное, так что музыкальный борщ с такими ингредиентами сам прыгает на плиту. Однако Баскакова предпочитает включать музыку за кадром, что в данном случае совершенно необъяснимо.
С 18 мая в кино.