Вдохновляющий сериал от Netflix о свободолюбивой девушке, решившей сбежать из религиозной общины
19-летняя Эсти (Шира Хаас), живущая в Бруклинской общине ортодоксальных евреев, в спешке собирает вещи и, ничего не сказав ни мужу, ни родственникам, направляется в аэропорт. После того как Эсти не появляется на пятничном ужине, ее муж Янки начинает переживать, на следующий день понимая, что его жена сбежала. Тем временем Эсти прилетает в Берлин, разыскивая родственницу, у которой она может остаться жить, но в итоге знакомится с группой студентов музыкального училища и решает остаться с ними. Янки и его брат Мойше не могут просто так отпустить Эсти и отправляются вслед за ней, нацеленные вернуть девушку в Бруклин любыми способами. Но Эсти, не приспособленная к жизни вне общины, начинает познавать мир заново, и в религиозное заточение ей возвращаться не хочется.
Если не знать подробностей о порядках внутри хасидских сообществ, сюжет может показаться чьей-то больной выдумкой, но будьте готовы знать, что в основу сериала легла реальная история Деборы Фельдман – в одноименных мемуарах она описывает свой побег из общины и начало новой жизни в Германии. Зрителю проведут базовый экскурс по правилам жизни внутри хасидских общин, многое из этого может, мягко говоря, сильно удивить современного человека. В Нью-Йорке (если быть точнее – в Бруклине) существуют целые хасидские кварталы, совершенно оторванные от жизни большого города. Их жители стараются не общаться с «мирскими», закупаются в кошерных магазинах, их дети ходят в специализированные школы. У большинства, особенно молодых, от греха подальше даже нет доступа к Интернету (и никакого Нэтфликса, соответственно), все пользуются кнопочными телефонами, о правилах жизни они узнают из Торы и из уст родителей, на этом источники заканчиваются.
Главная героиня, с виду хрупкая и пугливая девушка, оказывается на удивление (как для нас, так и для самой себя) сильным бойцом за собственную свободу. Сбежать в чужую страну, не зная языка и не имея базовых представлений о жизни вне религиозной общины, – шаг невероятно смелый, и мы отправляемся в это волнительное путешествие вместе с героиней. Выбор в сторону нелинейного повествования сыграл создателям на руку, поскольку чередование событий «до и после» в жизни Эсти помогает нагнетать саспенс практически до уровня кипения. Приключения и выживание в Берлине переплетаются с историей замужества героини, пошагово раскрывая нам причины, заставившие Эсти рискнуть всем и бежать.
«Неортодоксальная» вполне мог бы стать громким заявлением о жестоком отношении к женщинам внутри религиозного сообщества, но создатели пошли дальше, раскрыв еще и историю Янки – такого же заложника беспощадных правил, как и Эсти. Кажется, никому не комфортно жить в таких тесных рамках, но страх и навязываемое чувство вины оказываются эффективным оружием в борьбе со свободолюбием.
В довесок к теме «замечательная жизнь хасидов» на том же Netflix есть отличный документальный фильм «Один из нас», в котором подробно рассказывают историю женщины, которая, сбежав из общины, не смогла отстоять право на опеку собственных детей. Покинуть религиозное сообщество на деле не так-то просто, дезертиру начинают всячески угрожать, родные могут обернуться злейшими врагами и превратить жизнь в настоящий ад, поэтому очень малое количество людей решается на такой отчаянный шаг.
«Неортодоксальная» не зря стал очередным хитом на Netflix, несмотря на то что половина диалогов звучат на идише и немецком, а не на привычном английском. История о свободе личности и страшных правилах религиозных общин, с которыми мы живем бок о бок, – вдохновляющий пример для каждого о том, как важно перестать осуждать и протянуть руку помощи в нужный момент.