Подростковый киберпанк от неочевидного тандема Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса — в равной степени глупый и увлекательный
Копаясь на местной свалке, доктор-кибернетик Идо (Кристоф Вальц) находит верхнюю часть девочки-киборга (Роза Салазар в, будем надеяться, своей прорывной роли) с большими глазами и, как позже окажется, таким же большим сердцем — причём вполне буквально. Доктор чинит девушку и возвращает её к жизни: теперь ей предстоит познать горечи и радости постапокалиптического мира, встретить любовь и встретиться со смертельной угрозой. Серьёзные люди из последнего небесного города хотят получить Алиту — а точнее, давно утерянные технологии, лежащие в основе её кибернетического организма.
Джеймс Кэмерон ещё в начале века задумал экранизировать мангу Gunnm, в США более известную как, собственно, «Боевой ангел», — нехитрую, но колоритную историю о девочке-киборге в мрачном и жестоком постапокалиптичном будущем. И как-то всё не складывалось: прошло много лет, Кэмерон окончательно стал главной грозой мирового бокс-офиса, а лайв-экшен версия «Алиты» так и осталась его незакрытым гештальтом. Вовремя поняв, что из своих «Аватаров» он не выберется ещё лет десять, Кэмерон решил-таки оторвать «Боевого ангела» от сердца и отдать на попечение кому-нибудь другому, а самому скромно присмотреть за проектом с уютного продюсерского (и сценарного) кресла.
Проще всего, конечно, было нанять Джей Джей Абрамса или ему подобного режиссёра — человека мастеровитого, но не сильно выделяющегося, умеющего подстраиваться под чужое видение. Но то ли кому-то наверху стало скучно, то ли у Кэмерона разыгралось чувство юмора — свой выбор он остановил на Роберте Родригесе, авторе «Мачете» и «Города грехов». Кандидате, мягко говоря, неочевидном.
Мексиканский режиссёр, в основном снимающий кино за копейки в своём сарае (почти буквально), двухсотмиллионных бюджетов в жизни не видел — тем интереснее было посмотреть, не загнётся ли его творческая жилка под тяжестью такого проекта. Не загнулась: оказывается, с большими деньгами визионерский дар Роберта лишь расцветает. В плане постановки и визуальной изощрённости «Алита» далеко впереди большинства конкурентов и в лучшие моменты вплотную подбирается к спилберговскому «Первому игроку приготовиться». С ним, кстати, фильм наверняка будут активно сравнивать — и не всегда в положительной коннотации.
Родригес всегда тяготел к аттракционности (вспомните хотя бы его эксперимент с запахами в ужасных «Детях шпионов 4-D») — в «Алите» его любовь ко всему стильному, громкому и ревущему доходит до каких-то совсем безумных высот, благо материал располагает. И плевать, что «книга лучше», что получилось глупо, местами нелепо и запредельно инфантильно: иначе с адаптацией манги все равно выйти не могло, а здесь хотя бы искренне пытались сделать прикольно. «Алита» целиком существует в деталях: физической фактуре мира, где что ни конечность — то либо гарпун, либо лезвие, либо ещё какой ужас. Она увлекается маленькими креативными радостями, абсолютно не желая работать с историей в целом, — и этим нередко напоминает усовершенствованную, дорогую (и чуть более сдержанную) версию «Детей шпионов» (чуть реже — «Приключения Шаркбоя и Лавы», но не будем о грустном).
Впрочем, оно и к лучшему, что «Алита» настолько не заинтересована в повествовании — четыре тома манги в двухчасовой фильм все равно адекватно не уложить, будь ты хоть Джеймс Кэмерон, хоть, не знаю, Аарон Соркин. А работая по поверхности, получишь очередную подростковую антиутопию об избраннице судьбы и деспотичном режиме в скучном киберпанковом мире «спустя N-ста лет после Большой Войны». В отличие от недавних «Хищных городов», «Алита» даже не пытается делать вид, что в её одноклеточной истории есть какая-то глубокая драма, а её мир продуман чуть дальше красивых декораций. Родригес использует свой постоянный метод «работай с тем, что есть» и спешно (иногда чересчур) проносится мимо всех экспозиционных сцен к тем, где есть что взорвать и кого поколотить.
Фильм очень легко и удобно характеризовать через его титульную героиню. Алита, в общем, тоже не сильно парится насчёт смыслов, она совершенно стихийный персонаж: чтобы действовать, ей не нужны какие-то там сценарные условности. Это у всех вокруг свои личные драмы: доброго доктора Идо и его жену раскидала по разные стороны баррикад смерть дочери, парня Хьюго мучает совесть из-за не слишком честного способа заработка, даже у злодеев, мелких и больших, есть свои мелочные страхи и травмы. А вот Алита ничего не боится: она ломает и кромсает, потому что иначе не может, насилие в её ДНК — о чём фильм говорит весьма буквально. С ним (насилием то есть) у фильма, кстати, всё в полном порядке — Родригесу даже щадящий рейтинг PG-13 не мешает рубить головы, разрезать людей пополам и показывать крупным планом лужи крови. Причём не только голубой кибернетической — достаётся тут и обычным людям, и, о ужас, даже одной маленькой милой собачке, чьей кровью измажет лицо Алита, прежде чем окончательно встать на путь разрушения.
С 14 февраля в кино.