Тор повзрослел, обрел мудрость, но при этом со сменой режиссера прибавил в легкости, юморе и экшене, что приближает его к уровню «Железного человека» и «Мстителей»
Раз в пять тысяч лет девять миров, образующих нашу вселенную, сходятся в одну ось, и пространственная ткань между ними истончается. В момент предыдущего «схождения» вселенная едва не погибла от рук предводителя Темных эльфов Малекита, желавшего отправить мир во Тьму с помощью магического Эфира. Но тогда злодей был изгнан, а могучий артефакт был спрятан в одном из миров. Сейчас Малекит вернулся, Эфир жаждет крови, а согласие, установившееся во всех девяти мирах, находится под угрозой полного исчезновения. Даже могучий Тор не может справиться с Тьмой в одиночку, чтобы пережить «схождение», ему пригодится любая помощь – даже от лукавого брата Локи.
Вышедшего два года назад «Тора» Кеннета Брэны не пнул только ленивый – мол, и с сюжетом беда, и герои получились по-комиксовски плоскими, и декорации компьютерного Асгарда сыграли лучше самого Энтони Хопкинса. Критика не была лишена основания, Marvel провела замену постановщика и представила на суд зрителей обновленного Бога Грома. Зрителям не остается ничего иного, как признать, что выводы были сделаны правильные, работа над ошибками проведена блестяще, а Тор превратился в полноценного Супергероя.
Если к чему-то в картине предъявлять претензии, то, пожалуй, лишь к сюжету. Однако рубить с плеча не спешите – к Тору, при всех прочих, должно быть определенное снисхождение. Это не совсем обычный комикс-герой. Если остальные Мстители так или иначе вписаны в современный мир людей, то Тор вырван из привычной нам жизни не только пространственно, но и во времени – его место среди викингов и скандинавских божеств с их огромными тяжелыми мечами и устрашающими доспехами. С сюжетом об отношениях близких людей, пусть и прячущихся за масками и плащами, к нему подойти непросто, а потому, как и в первом фильме, на передний план выходят внутрисемейные отношения Тора, Локи, Одина и Фригги. Особенно здесь не разбежишься, да авторы и не пытаются – полубоги снова выясняют отношения внутри семьи, а грозящий при этом конец света… Ну, мало ли на веку Одина их было и еще будет… Справятся, что бы там ни грозило.
В отсутствие сложного сюжета на витрину картины приходится выводить размах – и вот в этом «Тор 2» уже может тягаться с самими «Мстителями». Недостатков в охах и ахах перед 3D-картинкой у зрителей не будет – миров, где побывают герои, стало еще больше, путешествия между ними к финалу превращаются в захватывающий калейдоскоп со многими неизвестными. «Тор 2» вообще стал более стремительным – в Асгарде образовался и космический флот, и огнестрельное оружие, и свои секреты, делающие его не просто городом на облаке, а полноценной боевой крепостью.
Отдавая сиквел в руки Алана Тейлора, Marvel, безусловно, рисковала. За плечами режиссера хоть и имеются мощные работы вроде «Игры престолов», «Подпольной империи» или «Рима», но все это постановки телевизионные, не без стиля и шика, но довольно умеренные. В «Торе 2» Тейлор наконец-то смог воплотить свои мечты с грандиозным размахом, не забывая при этом отблагодарить своих учителей – зритель с фантазией разглядит в фильме реверансы в сторону «Хищника» и «Птиц», «Стартрека» и «Терминатора 2». А «Звездные войны» так просто будто в Асгарде и «снимались». Но при всем этом ворохе «респектов» «Тор» не перегружен, наоборот, он будто сбросил слой тяжелых доспехов и двигается с легкостью и изяществом.
Легкость эта особенно стала заметна в игре актеров. Крису Хемсворту больше не нужно строить из себя сурового северянина, он дышит полной грудью и с удовольствием использует свое обаяние. Том Хиддлстон в свой третий фильм входит уже настоящей звездой, а оттого раскрывается еще ярче. Шире диапазон стал и у Натали Портман, актриса ее уровня заслуживала большего, чем предоставляла ей роль в первом фильме. К радости поклонников, Кэт Дэннингс развернулась в сиквеле на полную катушку. С этим подъемом среди ведущих актеров и второй план заиграл с утроенной силой.
Все эти совместные усилия не просто превознесли Тора, слегка потерявшегося за внушительными персональными картинами других Мстителей, они вывели «Царство тьмы» на уровень, сравнимый с первым «Железным человеком». В нем появилось все то, что необходимо современной комикс-экрнизации: много экшена, много юмора, много самоиронии, любовь, взрывы, еще раз взрывы, спасение мира и яркие герои, имена которых запомнятся даже тем, кто не отличает Зеленого Фонаря от Красного Сапфира. Немаловажно и то, что «Тор 2» прекрасно вписался в мифологию киновселенной Marvel – пересечения героев, отсылки к предыдущим и будущим историям делают из просмотра этих картин своего рода игру, где можно ожидать появления на экране любого из других героев команды Мстителей.
Несколько месяцев назад руководство Marvel объявило, что планирует собрать по миллиарду каждым своим последующим фильмом. Получится ли это у «Тора 2»? Очень похоже на то. Асгард стал гораздо ближе, Тор стал интереснее, фильм стал более комиксовым – зрителям остается лишь погрузиться в мир головокружительной сказки на два часа. И не забыть остаться в кинозале на обязательный микрофинал. Даже на два!