Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Берлинале-2022: Рецензия на фильм «Пассажиры ночи» — ламповую ретро-драму о Париже 80-х с Шарлоттой Генсбур

История горя и радостей одного французского семейства на фоне надежд и воодушевления всего общества.

Добавить в закладки

1981 год. Париж гуляет — президентом страны только что избран социалист Франсуа Миттеран. Элизабет (Шарлотта Генсбур), её муж, их дети Маттиас (Кито Район Рихтер) и Жюдит (Меган Нортэм) переезжают в новую квартиру с панорамными окнами в футуристическом районе. Все с оптимизмом смотрят в будущее. Спустя 3 года супруг уходит от Элизабет, оставляя её ни с чем. Женщина прежде никогда не работала: сначала занималась воспитанием детей, а потом долго сражалась с раком груди. Теперь Элизабет предстоит начать жизнь заново в личном плане, а заодно обрести профессию. Днём она работает в библиотеке, а по ночам принимает звонки на радиопередаче, которую ведёт знаменитая на всю страну Ванда Дорваль (Эммануэль Беар). В это время сын пробует писать стихи, дочь поступает учиться на политолога и переезжает в студенческое общежитие. На радио к Элизабет прибивается бездомная и не лишённая пагубных пристрастий Талула (Ноэ Абита), приехавшая покорить Париж и вроде бы мечтающая об актёрской карьере. Мать двоих детей берёт «маленькую птичку» (так она сама её по-доброму называет) под своё крыло, позволяя жить под одной крышей. События фильма растянутся до 1988 года, когда закончится первый срок Миттерана и настанет пора покидать полюбившуюся квартиру.

Шарлотта Генсбур и Эммануэль Беар на премьере фильма в Берлине

Шарлотта Генсбур и Эммануэль Беар на премьере фильма в Берлине

Предыдущий фильм французского режиссёра Микаэля Херса «Новая жизнь Аманды» участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля, а потом вышел в российский прокат. Велики шансы, что и «Пассажиров ночи» отечественные зрители увидят на большом экране — пусть жюри во главе с М. Найтом Шьямаланом оставило картину без наград Берлинале, лицо Шарлотты Генсбур на афише должно привлечь любителей европейского кино.

Херс рос и взрослел в Париже 1980-х. Он передаёт атмосферу той эпохи с любовью и внимательностью к деталям. Вместо склеек между сценами он вставляет хроникальные кадры с видами города, снятые на зернистую плёнку. Другой беспроигрышный монтажный приём — предрассветные и предзакатные планы Парижа: нежный оранжевый свет падает на набережные и соседние дома. Герои слушают Джо Дассена и другие шлягеры того времени и танцуют под эти мелодии. Хочется поскорее к ним присоединиться.

Складывается впечатление, что сам сюжет режиссёру не так уж важен, интереснее передать воодушевлённое настроение французов с приходом к власти Миттерана. Херс помещает действие фильма в интересную двойную рамку: 7 лет первого срока президента и 7 лет жизни семьи Элизабет в одной квартире. Так автор сразу же проводит параллель между частным и общественным. Приходят первые разочарования, к которым героиня Генсбур никак не была готова. Никакой новый мир не наступил, всё по-прежнему.

Шарлотта Генсбур в роли Элизабет на кадре из фильма «Пассажиры ночи»

Шарлотта Генсбур в роли Элизабет на кадре из фильма «Пассажиры ночи»

Радиопередача, в производстве которой помогает Элизабет, называется «Пассажиры ночи». Это душеспасительное разговорное шоу, в котором французы могут позвонить в прямой эфир и излить все свои горести и страдания. В сумерках проще вести откровенные беседы, а слушатели кажутся не такими страшными, наоборот, морально поддерживают, сидя где-то далеко у своих радиоприёмников. У ведущей Ванды Дорваль есть прототип — легендарная журналистка Маша Беранже, которая 30 лет вела передачу «Алло, Маша».

В этой доверительной обстановке происходит знакомство матери семейства и Талулы (она пришла на передачу) — в неё сразу же влюбляется застенчивый сын-поэт. Маттиас, Жюдит и Талула пробираются на сеанс фильма «Ночи полнолуния». Вскоре 25-летняя Паскаль Ожье, сыгравшая главную роль в той картине Эрика Ромера, скончалась от передозировки героина. Её судьба становится предостережением для Талулы, но это совершенно не значит, что печальный конец жизни талантливой актрисы отвадит от наркотиков другую девушку. Херс с большим уважением относится к творчеству Ромера и хочет, чтобы «Пассажиры ночи» были продолжением линии этого французского режиссёра — ламповым разговорным фильмом, в котором большие человеческие трагедии укромно спрятаны в подтекст.

Автор мечется между историей Талулы (вместо актёрской карьеры она теперь билетёрша в кинотеатре), личной жизнью Элизабет (кажется, она встретила хорошего парня) и взрослением поэта Маттиаса. Влюблённость в гостью семейного гнёздышка благотворно сказывается на его творчестве. Все персонажи одинаково дороги постановщику, хочется каждому из них дать достойное экранное время. Сценарий при этом разваливается на разной степени сентиментальности и драматичности эпизоды. В сумме получается семейный фотоальбом Элизабет и её детей-подростков.

«Пассажиров ночи» нельзя обвинить ни в желании шокировать аудиторию, ни в современном пуританстве. Это благопристойное и душевное кино, которое стремится влюбить зрителей в Париж 80-х. Не до конца понятно, что потом с этими чувствами делать. Ведь приятные ностальгические воспоминания о юности принадлежат только режиссёру.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?