Экстремальный индонезийский экшен длиною в жизнь.
В занесенном снегом лесу Аокигахара в Японии группа якудза охраняет босса от покушения. Один из бандитов рассказывает историю о загадочных убийцах, которых называют Тенями: появляются из ниоткуда, не щадят никого и, оставив гору трупов, исчезают во мраке. Босс истерично смеется, просит не болтать ерунды, но охрану все-таки усиливает. Нетрудно догадаться, что уже через несколько минут в Японии становится на один клан якудза меньше. Убийцы действительно выныривают из темноты, расправляются с бандитами жесточайшим образом, да еще и оказываются женщинами, чем изрядно удивляют азиатских традиционалистов.
Менее опытная киллерша с кодовым именем Тринадцатая (Аурора Риберо) позволяет себе на секунду отвлечься на случайно убитую в ходе шинковки бандитов гейшу и получает легкое ранение, чем разочаровывает наставницу (Хана Маласан). Та в гневе отсылает девушку залечь на дно в Джакарте. В ожидании инструкций Тринадцатая глотает таблетки, подавляющие тревожные воспоминания из детства, закаляет тело и дух и наблюдает за несправедливым миром вокруг. Когда местные наркоторговцы убивают мать соседского мальчишки (Али Фикри), с которым Тринадцатая успевает поговорить пару раз и почувствовать некую связь, а затем похищают его, терпение девушки кончается. Раздобыв оружие и прекратив прием препаратов, юная убийца объявляет индонезийской преступности войну.
Тимо Тьяджанто — одна из главных надежд новой азиатской экшен-волны. Режиссер «Блуждающей тени» начинал рука об руку с автором «Рейдов» Гаретом Эвансом с короткометражек для хоррор-альманахов «Азбука смерти» и «З/Л/О 2», а затем вместе с Кимо Стамболом создал творческий дуэт The Mo Brothers. Из-под пера тандема вышли, пожалуй, самые кровожадные индонезийские фильмы: слэшер «Дара», мрачнейший триллер «Убийцы» и боевик «Рейд: Пуля в голове» (связанный с оригинальной дилогией «Рейдов» лишь благодаря смекалке российских прокатчиков). И если Стамбол отвечает за историю и атмосферную составляющую The Mo Brothers, то сфера интересов Тьяджанто в сугубо физиологической плоскости.
Отправившись в вольное плавание, режиссер сосредоточился на совершенствовании экшен-сцен и подчеркнуто натуралистичного насилия. Сюжет при этом для Тьяджанто вторичен. Если вдаваться в подробности истории, поддерживающей персонажей «Блуждающей тени» в их кровавом танце среди оторванных конечностей и вывернутых внутренностей, то окажется, что перед зрителями заштатная байка про поруганное детство и зло, идущее от власть имущих. Преступный мир Джакарты — обычный котел из наркоторговцев, продажных копов и стоящих за ними политиков, для которых все средства хороши, если речь идет об успешной избирательной кампании. На этом блеклом фоне Тринадцатая, разбирающая на запчасти бандитов из-за малознакомого паренька, выглядит комично даже для самих виновников разборок — на протяжении всего фильма смертельно раненные злодеи с кровавой пеной на губах кричат: «Да он же тебе никто!»
Но притянутая за уши мотивация главной героини совершенно не мешает наслаждаться умопомрачительным экшеном. Тьяджанто здесь буквально нет равных. Скоростные перестрелки в стиле «Джона Уика» бесшовно переходят в фулл-контакт с использованием любых подручных средства, будь то сковороды, мотоциклетный шлем или стальные трубы. Камера Батара Гоэмпара делает невероятные кульбиты, скачет от первого лица к панорамам в 360º за несколько секунд и дотошно фиксирует самые неприглядные анатомические подробности каждой стычки Тринадцатой с несчастными бандитами. А ритм экшен-сцен «Блуждающей тени» подобен музыкальному произведению — никакой классики, конечно, но здоровый индастриал-рок зрителям обеспечен.
Парадоксально, но именно экшен и становится главной проблемой фильма, а точнее, его избыточность по отношению к общему хронометражу. Можно закрыть глаза на вторичность истории и лишние сюжетные линии, которые должны расширять вселенную ленты (у Тьяджанто явно есть планы если не на франшизу, то на пару продолжений точно). Но два с половиной часа рубки, пусть и разнообразной и изобретательной, могут утомить даже фанатов жанра. «Блуждающая тень» невероятно растянута, будто режиссер пытался воткнуть в картину вообще все идеи, что пришли в голову во время работы. А Netflix, выступивший дистрибьютором фильма, никогда не славился умением останавливать увлекшихся кинематографистов — какая разница, сколько длится фильм, если инвесторов интересует только количество «кликов».
«Блуждающая тень» — развлекательный кровавый экшен в лучших традициях нового индонезийского экстрима, чистый адреналиновый угар. Но его отчаянное самолюбование в какой-то момент играет с фильмом злую шутку и дает зрителям понять, что они на этом празднике насилия не так уж и нужны.