Не плохой, но не выдающийся комиксный блокбастер о супергероине, которая слишком идеальна, чтобы за нее искренне переживать
В древние времена, в разгар войны между греческими богами, Зевс создал скрытый от людей остров Фемискира, где он поселил амазонок – женщин-воительниц, которые были рождены, чтобы принести человечеству мир и гармонию. Амазонок пришлось спрятать, потому что их миссия провалилась. Понукаемые богом войны Аресом люди оказались слишком яростными и жестокими для того, чтобы их можно было примирить. Тысячелетия спустя, в 1918 году, в прибрежные воды Фемискиры упал военный самолет с американо-британским разведчиком Стивом Тревором (Крис Пайн) на борту. Шпион вез в Англию сведения о немецком газовом супероружии, которое могло вновь заставить разгореться Первую мировую войну. Когда принцесса амазонок Диана (Галь Гадот) узнает, что творится на планете, она осознает, что Арес все еще манипулирует человечеством. Поэтому она берет магическое оружие, способное убить бога, и вместе со Стивом отправляется в Европу, чтобы найти и уничтожить Ареса.
Супергероиня по прозвищу Чудо-женщина появилась в изданиях DC Comics в 1941 году, всего через 21 год после того, как женщины в США получили право голоса на выборах. Во времена, когда в возможностях женщин все еще сомневались, супергероиня должна была быть средоточием всех достоинств, чтобы ее признали равной Супермену, Бэтмену и прочим кумирам подростков. Поэтому принцесса Диана была совершенной – идеальной женщиной, идеальным воином и при случае идеальным правителем. Она сочетала в себе все лучшие качества женщин и мужчин, от искренней заботливости до непреклонного героизма. Чудо-женщина стала сенсацией – однако не настолько, чтобы тогда или позднее о Диане сняли кино.
Первый «сольный» фильм о Чудо-женщине выходит только сейчас, через 76 лет после дебюта супергероини и через год после блокбастера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», где мы впервые увидели Галь Гадот в роли Дианы. Там бессмертная амазонка была загадочным второстепенным персонажем, достаточно интригующим для того, чтобы мы с интересом ждали картину, которая бы целиком и полностью раскрыла образ супергероини.
Теперь такой фильм есть, и он, честно говоря, разочаровывает. Хотя проблема не столько в нем, сколько в самой Диане – героине столь безупречной, что она проигрывает на фоне всех тех могущественных, но человечных, уязвимых и доступных героинь и супергероинь, которых мы видели в последние годы. Диана воюет как богиня, выглядит как фотомодель, идеально смотрится в любой одежде, переживает за каждого встречного, говорит на всех языках… Ее единственный недостаток – простительная наивность девушки из утопии, схожая с наивностью Максима из «Обитаемого острова». Диана верит, что люди по своей природе добры и чисты и что лишь магия Ареса заставляет их воевать.
Это, однако, недостаток, который не столько располагает к Диане, сколько раздражает, поскольку взрослой женщине не идет детская наивность. Кроме того, эта наивность подчеркивает духовное превосходство героини над зрителями. «Она настолько хороша, что не верит, что люди сами по себе могут быть плохими». А так как превосходство Дианы по всем статьям подчеркивается в каждой второй сцене, то к концу ленты начинаешь болеть за злодеев, хотя это карикатурные безумные негодяи безо всяких положительных черт. Безупречность Дианы не притягивает, а отталкивает. Она превращает героиню в живую статую, в абстрактный символ женского героизма. Хотя у Галь Гадот лучезарная улыбка, и, казалось бы, она должна вызывать совсем другие чувства.
Впрочем, создателям фильма нечего поставить в вину. Диана на экране такая, какой она была задумана, и если поклонники комиксов и западные феминистки хотели увидеть настоящую, неразбавленную и неиспорченную Чудо-женщину, то они ее получили. «Кушать подано!» Примитивность злодеев тоже взята из комиксов, и придраться стоит лишь к тому, что главный злодей Арес выходит на авансцену только в кульминации ленты и ему приходится толкать традиционные негодяйские спичи прямо во время финального сражения. В такого рода историях злодею стоит почаще появляться в кадре, чтобы зрители успели осознать его силу и возненавидеть его за то, что он творит. Здесь же мы знакомимся с Аресом, когда они с Дианой уже впечатывают друг друга в асфальт. Да, публика наблюдает дело рук Ареса на всем протяжении третьего акта, но траншеи мировой войны – не замена личному экранному злодейству.
Если первый акт фильма рассказывает о воспитании Дианы и ее жизни на Фемискире, а третий акт переносит героиню на Западный фронт и в немецкий тыл, то середина ленты отдана Диане в Лондоне. Это самая забавная часть постановки, поскольку на родине и на войне Диана в своей тарелке, а вот в Британии 1918 года девушка с мечом и апломбом смотрится как белая ворона, и картина выжимает немало очевидного юмора из столкновения амазонки с реалиями раннего XX века («Как вы в этом воюете?» – удивляется Диана, примеривая неудобное модное платье). Впрочем, в основном источником юмора оказываются второстепенные персонажи, поскольку Диана шутить не умеет, а вечно попадать впросак супергероине не положено.
Второстепенных персонажей, кстати, в картине больше, чем нужно. Стив набирает небольшой отряд для путешествия на войну, но Диана в сравнении с простыми вояками настолько крута, что не нуждается в их помощи, и ее колоритные сопровождающие оказываются комическим балластом, а не полноценными сподвижниками. Кого-то одного из них стоило взять с собой для компании и для контраста, а вот целый отряд недотыкомок – это перебор. Было бы лучше, если бы Диану снабдили чувством юмора. «Веселая девчонка» сильнее располагает к себе, чем нудная и самоуверенная отличница, которой Чудо-женщина порой предстает.
Зато дерется она реально круто. Правда, экшена в картине не так уж много – всего три продолжительных боевых сцены в начале, в середине и в кульминации постановки плюс краткая мелочовка то тут, то там. Но когда фильм дает Диане воевать, то она сражается со смаком, исполняя в замедленном движении запредельные акробатические пируэты и расправляясь с целыми боевыми подразделениями, хотя у нее в руках лишь меч, щит и волшебное лассо (это ключевой артефакт Чудо-женщины, который заставляет связанных говорить правду). Срединная битва смотрится особенно сильно, поскольку в первом сражении Диана бьется вместе с другими амазонками и ее героизм отчасти тонет в героизме подруг, а финальная битва с Аресом наполовину состоит из компьютерного «буйства пикселов», которое хоть и внешне эффектно, но не так завораживает, как «почти реальный» штурм немецких траншей.
Что еще есть в картине? Привычный нагловато-обаятельный Крис Пайн, пара сильных музыкальных композиций, разительный контраст между солнечной Фемискирой и мрачными Британией и Бельгией, неплохо воссозданная атмосфера 1918 года и траншейной войны. Это определенно компетентное и красивое кино без массы нелепых моментов, испортивших «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости». Но в первую очередь оно подчеркивает, что Чудо-женщина – концептуально устаревшая героиня, художественно проигрывающая многим из тех, кто был придуман после нее.
С 1 июня в кино.