17 мая Деннису Хопперу – американскому актёру, режиссёру и художнику могло бы исполниться 85 лет. Вспоминаем лучшие роли главного бунтаря и безумца Голливуда, обретшего славу благодаря в одинаковой степени как фильмам, так и своему противоречивому образу жизни.
Хоппер удачно объединился с Джорджем Ромеро в работе над «Землей мёртвых» – хоррором о группе людей, которые пытаются выжить в трущобах посреди зомби-апокалипсиса. Артист в очередной раз влился в образ злодея – миллиардера и криминального босса, который устанавливает контроль над Питтсбургом.
Жестокий и не склонный к сантиментам Кауфман: с одной стороны, эта роль напоминает и другие злодейские воплощения Хоппера, но с другой – мэр функционирует как сатирический образ всей американской элиты. И тем забавнее наблюдать, что расправиться с ним хотят не только обездоленные граждане, но и полчища мертвецов, которые медленно подходят к городским укреплениям.
Гениальность, граничащая с безумием, – краеугольный камень злодейских образов Хоппера. В остросюжетном боевике Яна де Бонта актёр взял на себя роль террориста – бывшего полицейского, обозлённого на служителей правопорядка: Говард Пейн минирует автобус и со злорадством наблюдает за шоу.
Хоппер собирает в своём образе целую груду злодейских штампов, в один момент превращаясь в пародию: одержимый Пейн ведёт себя бездумно и иной раз вовсе нелепо. Однако это не мешает причислить роль психопата к лучшим актёрским перформансам Хоппера — образы чокнутых сидели на артисте как влитые.
В криминальной love story, снятой по тарантиновскому сценарию, Деннис Хоппер исполнил одну из самых ярких своих ролей второго плана. Артист сыграл отца главного героя – пожилого мужчину, к которому нежданно наведывается сын со своей пассией.
Изюминка фильма – в последнем появлении Хоппера, где из него пытаются выбить информацию о местонахождении сына. Пытаемый боссом сицилийской мафии (в исполнении жуткого Кристофера Уокена) Хоппер томно выкуривает последнюю в своей жизни сигарету и разражается монологом. Пытки, издевательства и неизбежная смерть лишь подталкивают героя Хоппера к язвительному высказыванию о крови сицилийцев. Пусть здесь артист и примерил непривычно положительный для себя образ, однако эта вербализованная ненависть всё же вносит толику безусловного безумия, свойственного Хопперу. Вполне справедливо, что и сам Тарантино гордится этой яркой и остроумной сценой.
Неовестерн Джона Дала об одиноком бродяге, который впутывается в жуткую криминальную историю и невольно становится киллером. Хоппер в этом фильме – традиционно злой свихнувшейся маньяк, которому было поручено убийство жены шерифа, однако вместо него за киллера принимают героя Николаса Кейджа.
Малоизвестный и жутко недооцененный фильм Дала пронизан мрачной атмосферой – она напоминает то ранних Коэнов, то Дэвида Линча. О персонаже Хоппера в картине говорят задолго до его появления, но как только Лайл из Далласа вступает в дело, у зрителей отпадают все вопросы: перед нами нервный сумасброд, который щеголяет в ярком костюме с пистолетом наперевес. Мы смотрим в глаза герою Хоппера и понимаем: дружелюбными диалогами о Вьетнамской войне здесь дело не ограничится.
Путь на экраны для Хоппера открыли две картины, и обе с участием Джеймса Дина. Сначала артист появился в «Бунтаре без причины», а спустя год включился в работу над эпопеей Джорджа Стивенса. В мелодраме о конкуренции нефтяных магнатов Хоппер сыграл Джордана Бенедикта III – сына миллионера и владельца ранчо.
Хоппер был неразрывно связан с Дином – своим коллегой и по совместительству кумиром, который давал артисту советы и не скупился на справедливую критику. С роли кроткого и красивого юноши и началась карьера Хоппера – трудно было представить, что спустя несколько десятилетий за ним закрепится слава главного нонконформиста и отшельника Голливуда.
Пройдя через все невиданные испытания, включая проблемы с бюджетом, казусы с актёрами, филиппинскую жару и опыт коллективного сумасшествия, «Апокалипсис сегодня» стал не просто фильмом, а целым оттиском психических расстройств – это отразилось не только на Фрэнсисе Форде Копполе, но и на Деннисе Хоппере, который сыграл одержимого, дерзкого и неконтролируемого маргинала (в чём не так далёко ушёл от самого себя). Образ маниакального фотожурналиста, который живёт в безумном царстве полковника Курца и теряет контроль над собой, – одна из самых знаковых ролей артиста, своего рода биографический след, по которому можно легко составить жизненную историю Хоппера в 70-е годы.
Хипповатый фотограф – некий страж перед вратами Курца, его верный адепт, потерявший всякую связь с действительностью. Неудивительно, что лежащие трупы и отрубленные головы не вызывают в герое никаких чувств – он одурманен веществами и милитаризованным царством самопровозглашенного бога.
В 70-е годы за Хоппером закрепилась слава непредсказуемого безумца, не способного контролировать как свою творческую карьеру (вспомним провал «Последнего фильма» – второго режиссёрского проекта автора), так и жизнь. Немецкий постановщик Вим Вендерс вовремя обнаружил Хоппера – его темперамент идеально вписался в мрачный неонуар о картеле и заказном убийстве, на которое идёт простой рамочник из Гамбурга.
Хоппер сыграл Тома Рипли – хитроумного авантюриста и торговца поддельными произведениями искусства, который обводит вокруг пальца главного героя и вынуждает его совершить ряд преступлений. Рипли, то предстающий в образе ковбоя, то одетый как среднестатистический офисный клерк, оказывается виртуозным манипулятором – не меньше впечатляет и то, что Хопперу для этой роли понадобилась некоторая сдержанность и хладнокровие. Его персонаж тревожит и изумляет в моменты, когда просто катает шары в бильярде и задумчиво молчит.
Главная актёрская и режиссёрская работа в карьере Хоппера – дорожный манифест 60-м годам: эпохе хиппи, свободной любви и рок-н-ролла. Хоппер, художник с сомнительной репутацией, создавал шедевр о байкерах буквально в состоянии бреда – алкогольная и наркотическая зависимости неотступно сопровождали жизнь артиста.
С ним ругался Питер Фонда – один из ведущих актёров, продюсеры не доверяли ему монтаж, а неадекватное поведение и бунтарский нрав предопределили судьбу Хоппера – быть иконой контркультуры. После «Беспечного ездока» – психоделической баллады о свободе – Хоппер оказался неспособен на покорение новых вершин и навсегда запомнился Билли – длинноволосым бродягой, который отправляется в самую глубь американской жизни и извлекает из неё неутешительный, трагический вывод.
Участие в сюрреалистическом детективе Дэвида Линча закрепило за Хоппером однозначное амплуа харизматичного злодея-безумца, для которого не существует границ и самоконтроля. В «Синем бархате» актёр сыграл Фрэнка Бута – порочного садиста и закоренелого бандита, который проводит время, издеваясь над женщиной и используя её как рабыню.
Именно ему противостоит любопытствующий Джефф – герой Кайла МакЛоклена, для которого встреча с Фрэнком оборачивается столкновением с бездной ужаса. Жестокую фигуру Фрэнка дополняют его характерные странности – чего стоит ингалятор с газом, который время от времени использует бандит. «Синий бархат» во многом перезапустил карьеру Хоппера после серии неудач, а образ Фрэнка оказался для артиста аутентичным – он признавался, что хотел сыграть злодея, так как тот в полной мере отражал личность самого Хоппера. И правда: от других линчевских существ кровь в жилах не стынет так, как при виде бескомпромиссного Фрэнка Бута.