Ультимативно доброе, бесхитростное кино с большим сердцем
Будто сошедшие со страниц романов Марка Твена два новоиспеченных приятеля Зак и Тайлер топчут юг Америки: сквозь леса, реки, болота, кукурузные поля, пешком, верхом и на плоту они идут вперед, следуя за своей мечтой. Зак грезит школой рестлеров и знакомством с кумиром Соленым Реднеком. Пункт назначения Тайлера – Флорида, именно там в широком устье реки рыба сама бросается в сети, как в сказке. Но пока беглецам по пути, и их беспечные гастроли и сами похожи то ли на сказку, то ли на былину, а может, и на кантри-балладу, которая кажется знакомой, пусть и слышишь ее впервые. Как и положено в любом фольклоре, приключения находят бродяг сами собой, а случайные встречные похожи на мудрецов из притчи. Так и шли два друга, пока один не сказал другому:
– Тайлер, я – человек с синдромом Дауна.
– Мне все равно, – ответил ему Тайлер.
И пошли они дальше, и день сменился ночью, а потом наступил новый день. В этом лаконичном диалоге – невероятно простой и очевидный посыл и дежурная мораль на каждый день. Но едва ли авторов можно упрекнуть в назидательных нравоучениях и уроках толерантности: не более чем рядовой гуманизм. В этом и главное обаяние «Арахисового сокола» – говорить легко, задорно, почти припеваючи о важных и серьезных вещах, о которых либо говорить не любят, либо надрывно кричат. За фасадом беспечности кроется не только стремление вперед, но и бегство от. 22-летнему Заку с третьей попытки удалось вырваться из дома престарелых, куда его упекли: местечка получше для «отсталого» нигде не нашлось. А там сплошная опека, таблетки, пудинг на завтрак, прогулки по расписанию и никакой жизни.
Своенравный Тайлер скрывается от мстительных коллег по пристани, все еще переживая смерть старшего брата. В герое Шайи ЛаБафа особенно угадывается задиристый нрав Гекльберри Фина и неуемная жажда жизни и новых историй, которые потом можно будет рассказать вечером у костра. В какой-то момент к комичному и лихому дуэту в их дуракавалянии присоединится и сиделка из дома престарелых Элеонор (Дакота Джонсон), потому как в любой балладе у каждого Джона есть своя Джейн, а каждому Шайе нужна Дакота. За каждой же мечтой стоят люди, ее загадавшие, а человеку всегда нужен всего лишь человек – так несколько одиночеств вместе попробуют стать семьей.
«Арахисовый сокол» словно старший брат «Маленькой мисс Счастье», роднят их не только общие праотцы – продюсеры, но и горизонтальный импульс роуд-муви. Хотя едва ли зарифмованность сюжетов можно списать на ленивую неизобретательность: то, что в одном случае пренебрежительно может читаться как шаблон, здесь выступает в роли прочного и проверенного каркаса для дебютного полного метра. Фильм написан и снят закадычными друзьями Тайлером Нельсоном и Майком Шварцем, сколотившими вместе титулованную короткометражку «Дневники мотоциклиста», и органично встраивается в ряд заметных инди-дебютов последних лет.
«Арахисовый сокол» словно песня у костра под гитару, написанная по классическим лекалам стихосложения, с запоминающимся рефреном и мелодичным проигрышем между куплетами. Это ультимативно доброе, бесхитростное кино с большим сердцем, которого так не хватает в эту сентябрьскую стужу.