Андреасян расширяет свою маньячную вселенную.
Еще не успел закончится театральный прокат «Онегина», а на онлайн-платформах уже состоялась премьера нового проекта Сарика Андреасяна, сериала «Тень Чикатило» — спин-оффа про «Ростовского потрошителя». Работоспособность режиссера поражает, но может ли поразить сам проект? Давайте разбираться.
Вышедший три года назад сериал «Чикатило», как это часто и бывает с работами Андреасяна, развел зрителей и критиков по разные стороны баррикад. Первые сериал ругают, вторые — смотрят с упоением, ожидая продолжения. Продолжение последовало, Андрея Чикатило (Дмитрий Нагиев) сменил Михаил Попков (Федор Лавров), а место действия перекочевало из Ростова-на-Дону в Ангарск. Серийный убийца орудует в маленьком провинциальном городке, а на помощь местной милиции приходят сотрудники, ранее поймавшие самого Чикатило. Теперь им предстоит столкнуться с олицетворением зла вновь.
В последние годы история Михаила Попкова (в сериале — Дмитрия Попцова) сильно завирусилась в российском медиаполе. В 2020 году состоялась премьера сериала «Хороший человек», ставшего вольной интерпретацией истории Ангарского маньяка. Немногим позже вышла книга Саши Сулим «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России». Большую часть «Безлюдного места» занимает журналистское расследование истории Попкова, орудовавшего в период с 1992-го по 2010 год и оставившего после себя кровавый след, исчисляемый 89 жертвами. В отличие от Чикатило, у Попкова было извращенное представление о своей деятельности — почти «миссия по очистке» маленького провинциального городка. Жертвами «крестового похода» Попкова становились молодые женщины, которые, по его мнению, вели распутный образ жизни. «Убийца “Священный паук”», только в российской глубинке. И вот Сарик Андреасян совместно с Давидом Дадунашвили решили попытаться исследовать саму природу зла, олицетворением которого и стал Попков.
Столь подавляющее засилье историй Ангарского маньяка в русскоязычном медиапространстве говорит о том, что мода на тру-крайм своевременно добралась и до нас («Чикатило», «Казнь»). Согласно исследованию Бостонского университета Simmons, популярность тру-крайма прежде всего связана с болезненным любопытством, которое является неотъемлемой психологической чертой человека. Российские психологи выделяют еще несколько причин: жажда адреналина и базовая потребность в безопасности. И если на Западе рекорды по просмотрам поочередно ставили «Американская история преступлений» и «Монстр: История Джеффри Дамера», то в России Андреасян пока работает за двоих. Хотя заимствовать стилистические приемы у западных коллег он не стесняется вовсе.
Монохромная цветовая партитура, стильные начальные титры, остающийся (пока) где-то за кадром маньяк. Влияние Финчера с «Охотником за разумом» очевидно невооруженным взглядом. Но там, где именитый американец умело выстраивает саспенс, чередуя его с черным юмором, Андреасян пытается нагнать напряжение за счет устрашающего саундтрека, выступающего ненужным костылем. Но в юморе режиссер верен себе, из-за чего нет-нет да и проскочит совершенно ужасная сексистская шутка про московскую журналистку, которая «пять раз у самого президента брала…» (речь, конечно же, про интервью). Интересные идеи сериала обрываются столь же стремительно, как и начинаются. Вот мы наблюдаем за ПТСР у поймавших Чикатило сотрудников органов, и теперь видящих «Ростовского потрошителя» во всех окружающих. А вот нам демонстрируют кумовство и вседозволенность в органах постсоветской России. Только, увы, все это так и останется обозначено ленивыми мазками. Драматургии явно отведено место на периферии проекта, зато для глупостей место всегда найдется. Если в первом сезоне «Чикатило» охранник прозевал момент ограбления, слишком увлеченно поедая картошку, то тут выпившая женщина почти падает замертво во время танца. Веришь в такое стечение обстоятельств с трудом. А надо ли говорить о достоверности сериала? В реальности деяния Ангарского маньяка не афишировали, местные органы власти отказывались объединять серию убийств в одно дело, аргументируя все «криминальными разборками».
Ангарск и впрямь одна из самых криминальных территорий Иркутской области, а заодно и всей России, поэтому долгое время в эти самые «криминальные разборки» охотно верила вся страна. «Маньячная группа» (оперативно-следственная бригада МВД России и Генеральной прокуратуры, созданная для поиска и задержания убийцы) была образована лишь в 2002 году, на тот момент жертвами Попкова стали уже 73 (!!!) человека. В сериале же инспекция из Москвы приезжает сразу после нескольких происшествий. Хотя могло ли быть по-другому?
Однако проблемы в драматургии и намеренно облаченные в рыцарские доспехи сотрудники органов вовсе не отменяют того факта, что и «Чикатило», и его «Тень» — пожалуй, лучшее, что сделал за свою карьеру Андреасян. Провал «Защитников», с которыми, казалось бы, рухнули надежды на собственную киновселенную, не смог расстроить режиссера. Андреасян намерен брать количеством, а не качеством. «Онегин», «Чикатило», «Простоквашино» — кто знает, авось что выстрелит и можно будет заниматься проектом на протяжении нескольких лет. Ну а зная реальную историю поимки Ангарского маньяка, которая растянулась на без малого два десятилетия, мы можем понять, что впереди нас ждет еще явно не один сезон «Тени Чикатило».