Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Блеск и нищета Римской империи: рецензия на фильм «Гладиатор 2»

Кровавый и зрелищный пеплум от Ридли Скотта, который очень похож на авторемейк. 

Добавить в закладки

Трейлер

Проходит 16 лет с момента смерти гладиатора Максимуса (Рассел Кроу). Луций (Пол Мескал), сын Максимуса и Луциллы (Конни Нильсен), взрослеет под именем Ханно в африканской Нумидии. При вторжении римского легиона во главе с полководцем Марком Акацием (Педро Паскаль) молодой воин храбро сражается, но Ханно теряет все: и супругу, и провинцию, и собственную свободу. Ханно берут в рабство и отправляют в столицу, где тот становится гладиатором и быстро завоевывает внимание публики и местного торговца Макрина (Дензел Вашингтон) — коварного манипулятора, который при Марке Аврелии был рабом, но теперь вынашивает планы по захвату власти. Упадочным Римом управляют братья Каракалла и Гета (Джозеф Куинн и Фред Хехингер) – изнеженные близнецы, чей союз постепенно дает трещину. Каждого ждёт решительный бой, будь то в стенах дворца или в сооружении амфитеатра.

Пол Мескал в роли Люция на кадре из фильма «Гладиатор 2»

Пол Мескал в роли Люция на кадре из фильма «Гладиатор 2»

Почти за полвека работы в кино Ридли Скотт доказал, что история вполне имеет сослагательное наклонение. И даже желательное. Пока ученые подсчитывают пуговицы на рукавах наполеоновских мундиров или, например, сверяют с правдой акул в римском Колизее, 86-летнему режиссеру до лампочки, поднимут ли его на смех и назовут ли фильм «тотальной голливудской чушью». Мужества и отваги в эпосах Скотта не убавится, а герои не переведутся – «Гладиатор 2» продолжает историю Максимуса и его наследия. Как и всех нас, Скотта по-прежнему пленит Рим с его амбициями и грандиозными расширениями, а также с развратом и неминуемым падением. Мысли об империи уже возродили пеплум 20 лет назад, когда вышел первый «Гладиатор». Чем черт не шутит – кинематограф то и дело ходит по кругу.

Педро Паскаль в роли Маркуса на кадре из фильма «Гладиатор 2»

Педро Паскаль в роли Маркуса на кадре из фильма «Гладиатор 2»

От второго «Гладиатора» трудно было ожидать сюрпризов. Скотт – прямой и упертый, как локомотив истории, слагает примерно ту же песню и даже с похожей аранжировкой. Вместо свирепого императора Коммода – похожий дуэт манерных душегубов Каракалла и Гета (по иронии фильму вполне подошел бы подзаголовок «Ромул»). Масштабы Голливуда стабильно ориентируются на неоклассику, а кадр превращается в полотна Жак-Луи Давида. Мужественного по натуре Рассела Кроу сменил возмужавший Пол Мескал, но амбиции героя остались прежними – восстановить попранную честь и справедливость. Мораль у картины понятная: сын весь пошел в отца. Так предлагает ли второй «Гладиатор» вообще что-то новое? Ни на минуту, однако фильм удивительным образом оправдывает свое существование. 

Древнего Рима так много на экранах, что картинкой древности уже не удивишь: ни величественным зодчеством, ни морскими сражениями, ни повсеместным блудом. Но и сюда Скотт привносит экзотику: гладиаторы вступают в бой с бабуинами, уворачиваются от носорога и соскальзывают в воду, полную акул, – с годами зрелища стали еще жестче, нравы властителей порочнее, а спецэффекты лучше. Размах и деньги, которыми Голливуд питает фильмы Скотта, как капитолийская волчица младенцев, – главная причина не отказывать себе в удовольствии и просто смотреть «Гладиатора», периодически отмахиваясь от издевательского чувства дежавю. По-хорошему, Скотту надо доверить открытие Олимпийских игр, но для этого он слишком занятой.

Дензел Вашигнтон роли Макринуса на кадре из фильма «Гладиатор 2»

Дензел Вашигнтон роли Макринуса на кадре из фильма «Гладиатор 2»

Хлеб и зрелища транслируются без пауз и интерлюдий, а многие сценарные вопросы отдаются на откуп зрительскому «во-первых, это красиво». Так же красиво, как пышные гребни на античных шлемах или Дензел Вашингтон верхом на белом коне. Персонажи в «Гладиаторе» написаны по Шекспиру, но сценарист Давид Скарпа урезает гамлетовскую часть, где много думают, и расширяет ту, где больше пускают кровь и рубят головы. Весь Скотт примерно в этой же формуле: меньше слов, больше дела. Безусловно, кто-то увидит в яростном Поле Мескале лишь бледную тень Рассела Кроу, другие недовольно фыркнут, что вниманием обделили Педро Паскаля, – на такой случай у придворных страстей «Гладиатора» есть своя темная лошадка. Речь, конечно, о Дензеле Вашингтоне в роли Макрина – выскочки, который проложил себе путь ко двору: хитрый, увешанный золотыми цепями и кольцами интриган почти незаметно крадет шоу под велеречивые цитаты Цицерона. 

Пожалуй, только ленивый не пнет сиквел за спертый воздух идей и грубые самоповторы. Но если мир «Гладиатора» нам так понятен, а от римского декаданса уже подкатывает тошнота, то внутри Колизея мы по-прежнему ощущаем трепет и воодушевление. Скотт, совершенно не надрываясь, пишет как художник-баталист – он всегда безжалостен к истории и фактам, но чуток к мифам и зрелищным иллюзиям. Если так подумать, от Римской империи мы ушли не сильно далеко, просто их фантазии питали огромные амфитеатры, а наши заполняют просторные кинозалы. 

Текст: Константин Мышкин
3 комментария
А
Пожалуй, не буду читать до просмотра, лучше после, чтобы смотреть "своей головой". Мне достаточно,что оценка выше 5!
Я хочу это увидеть 2 раз. Я знаю на что иду!
Как в одном абзаце можно писать про то, то Скотт доказал, что у истории бывает сослагательное наклонение... а в следующем писать ""Скотт – прямой и упертый, как локомотив истории..." как я умудряюсь забывать, что фильм.ру с её авторами - помойка?
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?