Дебютная полнометражная работа южноафриканца Нила Бломкампа «Район № 9», вышедшая 15 лет назад, мгновенно стала хитом и сделала режиссера одним из главных голосов научной фантастики минувшего десятилетия. И пусть Бломкамп за прошедшие годы слегка растерял хватку, по сути, так и не повторив успех «Района № 9», преданные фанаты все еще ждут возвращения автора к корням. Режиссер всегда оставался открыт идее снять сиквел, но что-то постоянно мешало. Возможно, после череды не лучших картин Бломкамп все же возьмется за «Район № 10», а пока порассуждаем о том, почему же зрители так ждут этот фильм.
«Район № 9» — остроумная научная фантастика
Начнем с основ: «Район № 9» — научно-фантастическое мультижанровое кино с социальным подтекстом. Через псевдодокументальные кадры хроники зрители знакомятся с альтернативной историей первого контакта землян с инопланетным разумом. В 1982 году над Йоханнесбургом появляется огромный космический корабль. Люди с нетерпением ждут следующего шага гостей из другой галактики, но три месяца ничего не происходит — звездолет просто висит над городом. Наконец, группа ученых и военных решается проникнуть внутрь корабля. Там они обнаруживают колонию насекомоподобных инопланетян, истощенных, больных и, очевидно, брошенных собственными лидерами на произвол судьбы.
Дальше история принимает хорошо знакомый человечеству оборот: пришельцев власти ЮАР классифицируют как беженцев, выделяют для них огороженный колючей проволокой район и делегируют управление лагерем международной организации Multi-National United (MNU). Ее представители, в свою очередь, худо-бедно обеспечивают «креветок» (так называют инопланетян местные) провиантом и отбирают самых беспомощных для проведения опытов. Словом, апартеид в ЮАР никуда не уходил. Попутно Нил Бломкамп с горькой иронией критикует не только расовую и социальную сегрегацию, но и ксенофобию, напускной гуманизм и лицемерие власти.
Критика режиссера в подаче довольно лобовая, местами даже неуклюжая и максималистская. Но, вероятно, именно такой, казалось бы, устаревший пролетарский подход, рубящий с плеча, имеет наибольший вес в настоящее время. Там, где режиссеры-эстеты обходятся деликатными намеками, Бломкамп выбирает самый выразительный визуальный прием — просто не отводит камеру. «Район № 10» мог бы довести это умение режиссера до идеала.
Основная история не получила завершения
Главный герой «Района № 9» Викус ван де Мерве (открывший миру прекрасного актера Шарлто Копли) помогает «креветке» по имени Кристофер запустить инопланетный корабль и покинуть наконец Землю. В начале фильма Викус — сотрудник MNU, руководящий операцией по переселению пришельцев из трущоб под звездолетом в палаточный лагерь. Во время рейда герой случайно контактирует с некой черной жидкостью, после чего начинает мутировать в того, с кем был призван бороться. Трансформация Викуса — еще одна лобовая метафора Бломкампа, заставляющего персонажа Копли буквально влезать в чужую шкуру, чтобы понять несчастных пришельцев.
Режиссер неоднократно говорил, что хочет завершить историю Викуса и его невольного союзника Кристофера. Ведь пришелец, улетая в космос, дал герою слово, что вернется за ним с технологией, способной обратить мутацию вспять и вернуть Викусу человеческий облик. К тому же оставшиеся на Земле «креветки», количество которых продолжает стремительно расти, могут видеть в Викусе спасителя, способного возглавить восстание гордого инопланетного народа в борьбе за равные права. По сути, Викус в финале фильма обладает теми же преимуществами, что и Джейк Салли из эпоса Джеймса Кэмерона «Аватар»: человеческими знаниями и инопланетным ДНК, дающим доступ к технологиям пришельцев.
Есть ли потенциал для приквела?
Приквел — еще один вариант расширения истории «Района № 9». Из оригинального фильма зрители знают, что пришельцы прибыли на Землю в 1982 году, а затем действие сразу переносится в современность. Между первым контактом и событиями «Района № 9» почти 30 лет сюжетной пустоты, которую такой любитель остросоциальных историй, как Нил Бломкамп, мог бы превратить в полное сатиры и драмы кинополотно. Да, в этом случае, конечно, участие в проекте Шарлто Копли под большим вопросом, но Бломкамп обладает достаточным режиссерским весом и талантом, чтобы выстроить рассказ о менее запоминающихся персонажах в исполнении других актеров.
Больше чем креветки: истинное предназначение гостей из космоса
Сразу после выхода «Района № 9», как это часто бывает с громким фильмом, образовалась огромная фанатская база, задающая массу вопросов. И Сеть наполнилась теориями, объясняющими появление пришельцев и цель их прибытия на Землю. Одна из самых интересных и продуманных гласит, что «креветки» — обычные рабы, выведенные настоящими владельцами звездолета из некой захваченной расы. А корабль предназначался для поиска и захвата новых слуг и завис над Йоханнесбургом именно с такой неблагородной целью. Пришелец Кристофер, которому помогает Викус, отличается от прочих своих сородичей умом и сообразительностью и чинит командный модуль для управления звездолетом, чтобы увести корабль в космос за подкреплением. Вероятно, именно он является последним представителем оригинальных «креветок», относящихся к командному составу.
Нил Бломкамп никогда не подтверждал и не опровергал завирусившуюся фанатскую теорию (а возможно, и никогда не слышал о ней), но звучит предположение крайне убедительно. Сам режиссер утверждал, хоть и без подробностей, что помимо апартеида «Район № 9» вдохновлен еще несколькими реальными событиям из истории Земли. А минувшие 15 лет были наполнены массой происшествий, на основе которых Бломкамп мог бы соорудить не менее саркастичный и жестокий фильм. Поэтому появление «Района № 10», в котором инопланетный флот возвращается на Землю с захватническими планами, поддерживаемыми оставшимися на поверхности планеты «креветками», может быть вполне современным решением.
Так когда Бломкамп начнет снимать?
За последний год новостей о разработке сиквела не прибавилось. Нил Бломкамп продолжает хранить гордое молчание, лишь изредка намекая на то, что работать над фильмом он вроде бы не расхотел, но пока занят другими проектами. Последней на данный момент картиной режиссера стала одноименная экранизация видеоигры Gran Turismo. Возможно, после нее Бломкамп сможет приступить к разработке сюжета «Района № 10», если, конечно, не подвернется что-то более прибыльное. По крайней мере, студия Sony, владеющая правами на фильм, точно не против профинансировать проект.
Обожаю Район №9, один из моих любимых фильмов. Мне и другие фильмы его понравились, вопреки всеобщему мнению. И вот с одной стороны хотелось бы увидеть сиквел, а с другой стороны - пусть, наверно, первая часть будет и единственная, со своей недосказанностью и хэппи-эндом с горьким привкусом (хотя "эндом" назвать то, чем кончился фильм, не стоит). Я помню, как мне понравились Темный рыц...арь или даже Война бесконечности, и хотелось увидеть сиквелы, и вот они вышли... И что-то в них было не то. Что Возрождение Легенды, что Мстители: Финал крутые фильмы, но не сравнятся с прошлыми частями лично для меня. Боюсь что тут будет точно также, и вместо радости больше будет разочарования.
Оригинальный фильм отличный, но сейчас такая банальная метафора с "не такими как мы" попросту покажется заезженной. В научной фантастике я не особо разбираюсь, но как минимум несколько супергеройских проектов хорошо на ней поездили
Продолжение снимать для культового кино в основном плохо получается. Только несколько раз получалось.