Пафосная антикоррупционная пропаганда, едва замаскированная под историю о взлете и падении молодого бизнесмена
Пафосная антикоррупционная пропаганда, едва замаскированная под историю о взлете и падении молодого бизнесмена.
Провинциальный «задрот» Женя (Виктор Грудев) оказывается бизнесменом от бога. Еще школьником он неплохо зарабатывает на партнерских программах порносайтов, а совершеннолетие парень встречает владельцем собственного магазина по продаже компьютеров. Но всякий раз, когда Женя и его друг и партнер Коля (Дмитрий Калязин) добиваются успеха, у них на пути встают чиновники и связанные с государством бизнесмены. Которые очень не любят, когда кто-то откусывает от их пирога.
Опубликованная в 2010 году книга калининградского предпринимателя Дмитрия Шахова «Исповедь задрота» – захватывающее чтение для всех, кому интересен бизнес по-русски. Роман Шахова состоит из множества занимательных историй, якобы случившихся с вымышленным главным героем, но на деле произошедших с самим автором и с его знакомыми и друзьями. В книге есть сквозная сюжетная линия, но она куда менее интересна, чем «анекдотцы» о фирмах, которые с переменным успехом открывает главный герой, и о тех проблемах, с которыми он сталкивается, когда его предают партнеры и подводят поставщики. Роман написан в откровенном и деловом стиле, и «Исповедь» можно читать и как художественное произведение, и как пособие для начинающего бизнесмена, надеющегося преуспеть в России.
К сожалению, эпизодическое устройство книги и ее сюжетное разнообразие сделали «Исповедь» малоподходящей для киноэкранизации. Чтобы втиснуть такой роман в прокрустово ложе полуторачасового фильма, из него надо было выбрать несколько наиболее интересных историй и отказаться от всего остального, каким бы увлекательным оно ни было.
Режиссер из «бездуховной страны» вроде Америки или Франции наверняка сосредоточился бы на попытках героя преуспеть в порноиндустрии, поскольку это самая кинематографичная и провокационная часть романа. Особенно когда Женя, заработав начальный капитал на «партнерках», создает собственную порностудию и обнаруживает, что это гораздо сложнее, чем ему казалось. Согласитесь, куда интереснее смотреть, как вчерашний школьник пытается «построить» захолустных шалав, чем наблюдать за нудноватыми бизнес-переговорами. Кроме того, этот сюжет можно было развернуть в любом направлении – хоть в ромкомном, хоть в трагическом.
Но руссо режиссеро – облико морале, и «Как поднять миллион» Клима Шипенко («Кто я?», «Любит не любит») лишь краешком затрагивает работу Жени с «партнерками» и полностью пропускает всю порностудийную линию. Нашего режиссера волнует совсем другой секс – секс главного героя с коррупцией.
Чтобы раскрыть этот сюжет, авторы картины превратили циничного и далеко не безупречного героя романа в идеализированного бизнес-вундеркинда. За что бы Женя ни брался, ему все дается с полпинка. Так, ему ничего не стоит «понаехать» в Москву, найти нужных людей и договориться о поставках техники из Китая, а затем организовать прибыльный интернет-магазин. В реальной жизни каждый из его предпринимательских шагов был бы маленьким подвигом, а Женя как будто машет волшебной палочкой, и все складывается как нельзя лучше. Героиня «Джой», при всей ее успешности, умерла бы от зависти, видя, как легко парень перепрыгивает препятствия. При этом Женя ведет себя максимально этично – ставит небольшие наценки, получает лицензии, платит налоги. Побольше таких бизнесменов, и в России был бы рай!
Но на пути ангела раз за разом встают демоны – именно так, без кавычек, поскольку это почти что не метафора. Коррупционеры не дают Жене продохнуть ни в его родном городе, ни в столичном мегаполисе. И это не вежливые люди, которые заходят в офис и твердо, но аккуратно просят поделиться успехом. Те, кто наезжает на Женю, сразу бьют в печень, а потом делают предложения, которые можно принять только под страхом смерти. И этот страх злодеи обеспечивают. Причем если в книге герой как сам «огребает» от государства, так и использует чиновников как оружие против врагов, то экранный Женя предстает исключительно в роли страдальца. Ему не столько денег жалко, сколько за державу обидно, и в конце концов он приходит к мысли, что в России нужно заниматься не бизнесом, а борьбой с коррупцией. Потому что пока не загонишь за Можай всех присосавшихся к власти социопатов с окровавленными руками, ничего хорошего и по нормальной цене у нас не будет.
Апофеозом противостояния Жени с Левиафаном становится придуманная специально для фильма последняя часть картины, вдохновленная печальной сагой о школьном планшете имени Чубайса. Но вот какое дело – на экране события развиваются полностью противоположно тому, как все было в жизни. Мертворожденный проект был закрыт до того, как в него вбухали миллиарды государственных долларов, Чубайс не прятался за спины зиц-председателей (в фильме Женю и Колю привлекают к проекту именно в этом качестве), никто не мешал обозревателям в Интернете и в печатных СМИ высказываться о недостатках планшета, и потраченные на гаджеты средства не помешали одобрить масштабную программу школьного ремонта.
Видит бог, российские власти есть за что критиковать, и к Чубайсу лично есть ворох претензий. Так зачем высасывать из пальца преувеличенные проблемы? Зачем мазать государство черной краской, если оно и так серое? Правды было бы достаточно. Вон, оскароносец «В центре внимания» сказал много плохого про католическую церковь, но не обвинил ее в убийстве Кеннеди и финансовом кризисе.
Еще более странно то, что, сгущая краски, фильм одновременно показывает злодея недостаточно алчным. Трудно поверить, что человек такого могущества заплатит зиц-председателям два процента от прибыли. Прикиньте, сколько это – два процента от прибыли с продаж зашкаливающе дорогих и часто ломающихся планшетов, которые должны быть в портфеле каждого школьника. А школьников в России 20 миллионов. С такими деньгами можно начинать прицениваться к футбольным командам. Неужели у злодея и его партнеров не нашлось «родных человечков», которых можно было бы так облагодетельствовать? А альтернативный Чубайс в фильме нанимает парней без связей, которые в столице без году неделя. И не сказать, что он кормит их на убой, потому что героям ничего не грозит, пока они действуют по инструкциям. Ясно, что сюжет развивается таким образом лишь для того, чтобы за уши притянуть героев к истории, которая не должна иметь к ним никого отношения. И эта притянутость фильм не красит.
Помимо антикоррупционной пропаганды в «Как поднять миллион» есть неубедительная любовная линия и более убедительная линия дружбы Жени и Коли. Последняя, однако, нужна лишь для того, чтобы сияние безукоризненного главного героя было лучше видно на фоне его приземленного друга. И если в начале картины есть ощущение, что «Исповедь Z@drota» рассказывает человеческую историю, то к концу повествования становится очевидно, что фильм снят ради политических деклараций о бизнесе и коррупции. В отличие от «Левиафана», где одно удалось совместить с другим.
С 10 марта в кино.