В прокат выходит «Гнев человеческий» — мрачный триллер от режиссёра Гая Ричи («Джентльмены», «Большой куш»), совершенно не похожий на прошлые работы автора. Рассказываем, что стоит смотреть, если вы только вышли с сеанса и не хотите прощаться с тестостероновыми раскатами грома после просмотра.
Финальный акт «Гнева человеческого» у многих киноманов наверняка вызвал ассоциации с последним фильмом Крэйга С. Залера. Правда, если картина Гая Ричи становится по-постмодернистски циничной лишь ближе к концу, то «Закатать в асфальт» держит градус чёрного юмора на протяжении всей истории. Двух друзей-копов (Винс Вон и Мэл Гибсон) отстраняют от работы после слитого видео жестокого задержания. Напарники, само собой, не хотят прозябать без денег, поэтому решают пойти на опасную и странно звучащую аферу — ограбить грабителей чуть ли не на выходе из банка.
Залеру ничего не стоит расправиться с героями, даже если зритель начал проникаться этими, мягко говоря, неприятными и сложными личностями. Его персонажи живут и умирают не из-за какого-то божественного провидения (см. «Криминальное чтиво»), а просто потому, что «дерьмо случается». В этом плане без преувеличения гениальная сцена написана для эпизодической героини-банкирши: на протяжении десяти минут режиссёр показывает её размеренную жизнь, чтобы потом, как только она заявится в банк, раздробить ей голову.
Если уж и смотреть «Гнев человеческий», то дабл-фичером с французским «Инкассатором» — картиной, на которой, собственно, и основан новый фильм Гая Ричи. Из схожего здесь разве что сюжет: герой устраивается в службу инкассации, чтобы реализовать известный лишь ему одному план возмездия. Во всём остальном две эти картины скорее дискутируют друг с другом, развивая одни и те же мотивы совершенно разными способами.
Вместо ричиевского цинизма — настоящая европейская трагедия, вместо пафосного и маскулинного Джейсона Стэйтема — Альбер Дюпонтель, совершенно не похожий на хладнокровного киллера, а залихватские экшен-сцены уступают место бытописанию инкассатороской жизни. Почти весь фильм герои просиживают штаны в машинах, отдыхают на корпоративах и рассуждают о простых проблемах. К финалу протагонист, понятное дело, начнёт вести себя всё подозрительнее и пустится во все тяжкие, но, в отличие от «Гнева человеческого», это кино ближе к фестивальной драме о бренности бытия и охватившем весь мир сплине, чем к чистому жанру.
Если после просмотра «Гнева человеческого» вы почувствовали себя обманутым, решив, что Ричи изменил своей излюбленной стилистике криминальной комедии, а все фильмы режиссёра уже пересмотрены, то есть универсальный выход — всегда можно обратиться к его коллеге и другу Мэттью Вону. До дилогии «Kingsman» и «Люди Икс: Первый класс» он снял эталонную британскую комедию о мафии, где в главной роли солирует ещё не превратившийся в Агента 007 Дэниэл Крэйг.
Он сыграл гангстера, который заработал достаточно денег на беззаботную жизнь и собирается выйти из игры. Впрочем, в качестве последней просьбы босс отправляет его на поиски пропавшей дочки товарища. Это финальное поручение развивается ожидаемо: герой по кличке Три Икса попадает в череду неприятностей, встречается с большими шишками и британскими гопниками, несколько раз оказывается на грани смерти и осознает, что стал частью большой игры, где он, понятное дело, лишь пешка. Эдакая смесь «Карты, деньги, два ствола» с их абсурдистскими поворотами и «Джентльменов» с гангстерами и их безуспешными попытками выйти на пенсию.
«Гнев человеческий» отличается от остальных фильмов Ричи своей серьёзностью, стремлением автора рассказать непривычно мрачную для себя историю мести, разыгранную несколькими суровыми мужчинами. «Противостояние в Спэрроу-Крик» — кино из той же категории, но, пожалуй, во всех смыслах пессимистичнее. Члены мичиганского ополчения собираются на лесопилке, чтобы выяснить, кто из них устроил перестрелку на похоронах копов. Вечер, семеро взрослых суровых мужиков, всего один из них — предатель, и чтобы найти виновника «торжества», пока к ним не наведались разгневанные полицейские, героям придётся пойти на крайние меры. Абсолютно неироничный, жестокий и напряжённый триллер, который не разочарует фанатов тестостеронового кино. Без пафосных цитат Стэйтема, но с настоящим хичкоковским саспенсом.
Одни из лучших моментов «Гнева человеческого» — те, где инкассаторы шутливо общаются, тусуются в баре и обсуждают всякую обыденную чепуху. Такое введение в круг людей необычной профессии использовал и Дэвид Эйр — его фильм «Патруль» не столько стандартная история о копах, сколько новаторский бадди-муви, упивающийся сценами из жизни двух полицейских. Здесь даже нет магистрального сюжета: напарники (Джейк Джилленхол и Майкл Пенья) разъезжают по городу, ловят мелких преступников и иногда сталкиваются с криминалом посерьезнее. Большую часть своего времени они проводят в разговорах: о девушках, о работе, о еде — словом, обо всём, о чём приходится беседовать людям, запертым в одной машине до конца рабочего дня. Два этих копа, может, не такие внушительные, как герой Стэйтема, но именно их взаимоотношения идеально иллюстрируют так называемую мужскую (да и, в общем-то, любую другую) дружбу.
Из всего этого списка «Квадрат», пожалуй, меньше всего походит на двойника Гая Ричи, но оттого его и интереснее рекомендовать. Как и в «Гневе человеческом», драматургия здесь очень хитро сплетена: всё начинается с того, что Рэймонд и его любовница Карла решают обокрасть мужа последней, однако, как это часто бывает, план терпит крах в самом начале. Хотя происходящее далее напоминает скорее комедии братьев Коэн (за одной случайной смертью последует вторая, а эффект домино, кажется, так или иначе затронет всех героев), режиссёр Нэш Эдгертон не сбавляет уровень трагизма. Он, подобно Ричи, пытается снимать предельно реалистичное жанровое кино, где зритель вроде бы знает, что будет дальше, но с каждым новым поворотом будет всё больше шокирован. Не для фанатов тестостеронового кино (пафоса «Гнева человеческого» здесь не найти), но для тех, кто любит продуманные триллеры с эффектным кастом: в фильме сыграли Дэвид Робертс («Матрица: Перезагрузка»), Дэймон Херриман («Однажды в… Голливуде») и Джоэл Эдгертон («Воин»).