Одновременно с прибытием в наши кинотеатры гигантского «Годзиллы» Гарета Эдвардса мы решили пробудить в памяти еще десяток гигантов, чье появление на экранах заставляло нас просыпать попкорн и раскрыть рот от удивления
Формально гигантская обезьяна из картины Джона Гиллермина не может быть первой в нашем списке хотя бы потому, что Конг 76-го – это всего лишь дальний родственник знаменитого черно-белого Кинг Конга 1933 года рождения. Но мы в качестве точки отсчета выбрали именно фильм с участием Джеффа Бриджеса и Джессики Лэнг, потому что эта картина стала едва ли не первым американским фантастическим триллером, попавшим на советские экраны. В то время, когда кинотеатр был не просто в каждом городе и селе, а в каждом клубе, библиотеке и доме культуры, на огромную обезьяну, которой не чужда любовь к малюсенькому человечку, пришло посмотреть 47 миллионов советских зрителей! Совсем не удивительно, ведь СССР всегда любил масштабы во всем. Большому кораблю – большое плавание!
Еще один гость из прошлого также получил место в нашем списке из ностальгических побуждений. До Советского Союза «Охотники» добрались лишь с началом перестройки и стали суперхитом на только зарождающемся рынке видеокассет. Еще одна причина, почему герой из «Охотников» может чувствовать себя неуютно в этом списке, – он не совсем монстр. Гигантский «Зефирный человечек» скорее веселит, чем пугает, даже вышагивая на своих толстеньких ножках по улицам Нью-Йорка. К счастью, рядом неусыпно бдит тройка охотников-ученых со своими излучателями плазмы – злой дух, по недоразумению обратившийся в гигантскую маршмэллоу с глазками и в бескозырке, повержен и заточен в энергетическую ловушку. И да, мы все еще надеемся на продолжение.
Если измерять рост монстров из нашего списка, то спилберговский Ти-Рекс, скорее всего, окажется в хвосте списка, однако поворачиваться к нему спиной поостерегся бы даже самый внушительный гигант. В тираннозавре из «Парка» столько ярости, что ее с лихвой хватило бы десятку подобных киногероев. При этом не нужно забывать, что фильм Стивена Спилберга был новаторским с точки зрения производства спецэффектов, а кроме того, если мы вас до сих пор не убедили, то вспомните о других обитателях острова-аттракциона. Зрителя, как и персонажей картины, встретил целый зоопарк с динозаврами, где особое место было выделено диплодокам – огромнейшим травоядным монстрам, при виде которых невольно отметишь огромные размеры.
О «Годзилле» Роланда Эммериха принято говорить либо хорошо, либо ничего. Действительно, на проект было возложено столько надежд, что он просто провалился под собственной тяжестью. А ведь огромный морской ящер имел блестящие возможности захватить весь мир через кинотеатры – известный на весь мир брэнд (японцы к тому времени наснимали уже два десятка своих Годзилла-фильмов), режиссер, страдающий болезненной, но безобидной тягой к разрушению всего, что попадает на его экран, звездный кастинг. Однако что-то не получилось, где-то зрители почувствовали фальшь, каким-то образом определили шарнирность конструкций фильма. Это, впрочем, не умаляет достоинств гигантского монстра – он шикарный и действительно огромный.
Как снять фильм о гигантском монстре и ни разу не показать его на экране? Спросите об этом режиссера Мэтта Ривза и продюсера Джей Джей Абрамса. Их «Монстро» стал одной из сенсаций 2010 года, при том, что этот фантастический фильм-катастрофа снят так, что главного «героя» праздника мы практически и не видим. Размеры чудища зритель может оценить лишь по масштабам разрушений в Нью-Йорке, а они действительно ужасающи. По одной из версий поклонников фильма, «гуляющий» по Манхэттену гигант – это всего лишь заплутавший младенец неизвестных монстров из глубины. Представляете, какого размера они могут быть, если их лялька щелбаном сносит голову статуе Свободы? Картина не только стала праздником для поклонников фантастики, но и запустила настоящий монстр-бум, отголоски которого мы наблюдаем до сих пор.
Мифология древних греков и римлян не скупилась на монстров всех размеров и самой разной степени уродливости, но одним из самых здоровенных и страшных всегда считалось морское чудище по имени Кракен. Эту машину для убийств олимпийские боги припасают на самый крайний случай, которым в фильме стала непокорность Персея. Аид выпустил Кракена (фраза «Выпускайте Кракена!» на долгое время стала популярным мемом) из морской темницы, и лишь голова Медузы Горгоны помогла Персею Сэму Уортингтону спасти мир от разрушения. Режиссер Луи Летерье, правда, получил взбучку от критиков за свое халатное отношение к титанам, но кого это волнует, когда картина набирает в прокате полмиллиарда долларов? Правильно, никого. Само развалится после сиквела.
«Мы пришли с миром» – любят повторять землянам инопланетные захватчики. Но мы-то знаем, чем этот мир чреват. Упавший в джунглях Центральной Америки спутник привез космические «гостинцы» – споры неизвестной формы жизни, которой Земля явно пришлась по вкусу. А куда деваться мелким людишкам, покуда космические колоссы не наиграются? Режиссер Гарет Эдвардс, автор новой «Годзиллы», сделал своих дебютных монстров за мизерные 500 тысяч долларов и при этом сумел не просто показать заглавных гигантских чудовищ, но и даже разыграть ими грандиозную чувственную драму. То, что после успеха этого фильма многомиллионный производственный бюджет «Годзиллы» попал в нужные руки, сомнений не оставило даже у самых упертых скептиков.
Еще одна низкобюджетная, но при этом вполне высококачественная работа, на этот раз норвежских энтузиастов. Всем известно, что на скандинавских северах живут тролли, но мало кто знает, что это не гномики и не здоровяки, похожие на людей-переростков. Нет, это огромные лохматые уродливые монстры, не только страшные, но и опасные. Группа студентов в поисках доказательства существования этих громадин отправляется в отдаленный уголок Норвегии и сполна получает ответы на свои вопросы. Тролли высотой с дом привлекли внимание не только местных зрителей, но и Голливуда – американцы приобрели права на ремейк, и мы просто уверены, что в заокеанской версии все будет на порядок больше. Иначе зачем это все?
Главная на сегодняшний день кассовая пощечина Warner Bros. – 200-миллионная картина, не отбившая даже затрат на съемки. Пока заглавный Джек покорял сказочных великанов, живущих на облаках, режиссер Брайан Сингер вступил в неравную схватку с поистине громадным бюджетом и, в отличие от многих других своих коллег, проиграл. Великаны Сингера получились хоть и достаточно рослыми, но какими-то игрушечными, компьютерными, да и актеры недалеко ушли. Ставка на спецэффекты не сыграла, а ничего другого постановщик предложить не смог. Другого режиссера такие монструозные потери сломили бы, а Сингер не просто устоял на ногах, но и поставил новых «Людей Икс» с еще большим бюджетом. Посмотрим, не окажутся ли мутанты большими монстрами, чем мы думали.
А вот кто со своим заданием справился на «пять с плюсом», так это Гильермо дель Торо. «Не даете мне снимать «Хребты безумия»? Так я вам тогда такое безумие покажу и такие хребты, что у вас челюсти поотпадают» – с такими мыслями дель Торо приступил к работе и воплотил на экране такой тихоокеанский «бал монстров», что зрители оказались в полном восторге. Морские чудища, столь огромные, что им буквально море по колено, воюют с гигантскими роботами, произведенными в разных странах, но ведущими одну войну, в том числе и с применением кораблей в качестве биты, – что еще нужно взрослым дядям, пришедшим в кинотеатр, чтобы почувствовать себя ребенком? Теперь весь мир знает, кто такие Кайдзю и Егеря, теперь экраны кинотеатров приходится делать еще больше, теперь величиной монстра уже практически невозможно никого удивить. Или все-таки Эдвардсу и его Годзилле это удастся?
Мы затрудняемся точно сказать, кто из героев нашего сегодняшнего топа выше или сильнее. Но верим, что этими чудовищами кинематографический паноптикум не ограничится. Пусть нам рассказывают, что размер значения не имеет – мы знаем: чем больше, тем лучше. Так что выпускайте Кракенов! Да побольше!