Топливом для "Кванта милосердия", новой части приключений Джеймса Бонда, послужила неукротимая ярость агента 007. Главное -- вспомнить, с чего он так разошелся.
Объясняя, что "Квант милосердия" – это прямое продолжение «Казино Рояль» /Casino Royale/ (2006), создатели фильма оказались честны до такой степени, что перед просмотром стоит позаботиться о собственном комфорте и пересмотреть предыдущую часть. Дело даже не в том, что за прошедшие два года уже как-то позабылось, кто кого убил и кто кого предал, дело во внутреннем времени. Для самого Джеймса Бонда прошел лишь час с того момента, как он прострелил ногу мистера Уайта, виновного в смерти Веспер Линд – единственной женщины, которую Бонд любил. Деятельное бешенство, которое владеет агентом с лицензией на убийство, стало двигателем "Кванта милосердия" и толкает действие вперед с такой скоростью, что время от времени хочется выйти, попить водички и собраться с мыслями.
Начавшись со свирепой погони по серпантину, фильм продолжается перестрелкой в таинственном подвале – при допросе мистер Уайт расхохотался в лицо Бонду и М, заявил, что у его организации везде свои люди. Что немедленно и подтвердилось, когда предатель-охранник достал ствол и принялся палить. Маршрут мести и служебного долга выносит Бонда на Гаити, где он знакомится с живописной компанией негодяев – Мэтью Грином, главой секретной организации, меняющей правительства ради выгодных концессий, и злодейским латиноамериканским генералом, желающим стать президентом. Отмычкой к заговору для Бонда становится Камилла (Ольга Куриленко) – жаждущая мщения дочь простой русской женщины и боливийского политика, зверски убитого честолюбивым генералом. Бонд пленных не берет, оставляя за собой только трупы, что все время мешает раскрыть истинные намерения заговорщиков, но, в конце концов, под взрывы и пожары в центре пустыни, все проясниться.
Перефразируя старый анекдот про Штрилица, тот, где "Борман кричал и упирался", можно сказать, что режиссер предыдущего фильма "Казино Рояль" Мартин Кэмпбелл успешно вытащил Бонда из душного сейфа надоевшей самой себе франшизы в новое тысячелетие – Бонд покричал, поупирался, но пошел. После чего создатели оказались перед драматическим вопросом – а что делать с суперагентом дальше? Сам Кэмпбелл на этот вопрос отвечать отказался, и без внятных объяснений свалил из проекта.
Вопрос и в самом деле был очень серьезным – что делает Бонда Бондом? Почему Ксандер Кейдж из «Трех иксов» – не Бонд? Почему Итан Хант из «Миссия невыполнима» /Mission Impossible/ (1996) – не Бонд? Неужели нужны только респектабельная замшелось эпохи "холодной войны", ирония и мартини с водкой? Сняв "Казино Рояль" Кэмпбелл совершил чудо, сделав не только один из лучших фильмов о 007, но и нащупав ответ. Бонд – это не гаджеты и покоренные женщины, это точка баланса между грязной реальностью и наглой самодостаточностью стиля. Между вполне реальным ужасом перед ядерной катастрофой и галстуком-бабочкой Шона Коннери, грубо говоря. И этот баланс Кэмпбелл удержал безупречно. Как сказала Веспер Линд, после того, как Бонда лупили канатом по самому дорогому: "Даже если бы от тебя осталась лишь твоя улыбка и один пальчик, ты все равно был бы для меня лучшим мужчиной на свете".
Форстер, интеллигентный режиссер, снимавший до сих пор умные, чуть пересушенные драмы, вроде «Бала монстров», «Персонажа» /Stranger Than Fiction/ (2006) и «Бегущего за ветром», баланс не удержал. С одной стороны, уперлась реальность: мифические злодеи, меняющие правительства – это после Гуантанамо, 11 сентября, Югославии и Ирака как-то вяло. С другой уперся стиль: ни одной фразы, которая может уйти на цитаты, в фильме нет. Есть бешеная карусель мест и столкновений, отличная работа художника, довольно простодушная Куриленко и безупречный Крэйг, которого, как целого мира, оказалось недостаточно. А главная идея презапуска франшизы – "вочеловечивание" агента 007, сообщения ему страстей, желаний и человеческой притягательности – превратилась в хладнокровную маркетинговую стратегию.
Символично, что последняя сцена фильма разворачивается в холодном и некрасивом городе Казань – Бонд возвращается к корням.
Но происходит это в те дни, когда президентом Америки становится афроамериканец, британским "Челси" владеет русский, а Индия запускает ракету к Луне.