Тягучая, но захватывающая драма с фантастическими образами, характерами и диалогами превращает банальный спортивный фильм об «еще одном чемпионе» в беспрецедентный парад страстей, психозов и амбиций
Братья Шульц совсем недавно выиграли для Соединенных Штатов золотые олимпийские медали, но вне соревнований спортсмены едва сводят концы с концами. Младший брат Майк Шульц получает предложение от миллионера Джона Дюпона приехать в его поместье и там вместе с другими борцами приступить к подготовке к чемпионату мира и следующей Олимпиаде. Королевская обстановка, деньги и безупречные условия для подготовки кружат Майку голову, но сказка очень скоро заканчивается – спортсмен понимает, что оказался всего лишь пешкой в многоходовке, целью которой является удовлетворение непомерных амбиций бесталанного, но крайне капризного богача. Спорт отходит на второй план, когда торжествует гордыня, зависть и беспринципность…
Предоскаровская пора – отдушина для настоящих киноманов. Все то хорошее и даже отличное кино, которое по каким-то причинам не появилось в наших кинотеатрах одновременно с остальным миром, имеет возможность выступить-таки в прокате. И это действительно стоящие ленты, проверенные критиками и зрителями, такие, о которых говорить будут еще очень много. «Охотник на лис» режиссера Беннетта Миллера – из тех самых картин, о которых речи не утихают с самой премьеры в Каннах, и есть почему.
Основываясь на реальных событиях – трагически закончившейся попытке устроить тренировочную базу борцов американской сборной под крылом одного из богатейших людей Америки, – фактически картина гораздо больше внимания уделяет психологии героев и развитию между ними отношений, чем банальному пересказу страниц справочников. Прежде всего, это связано с тем, что хронологически события «Охотника» выпадают на одно из самых тяжелых времен в послевоенных Соединенных Штатах – в середине 80-х страна находилась в глубочайшем кризисе, который отразился на всех сферах жизни. А где еще раскрываться подлинно ярким характерам и расцветать буйным цветом психозам, если не под давлением тяжелых обстоятельств?
Центральными героями картины становятся два человека, находящихся на противоположных полюсах обеспеченности и социального положения, но при этом очень схожие друг с другом. Они оба несчастны. Майк Шульц – талантливый борец, обладатель высоких титулов, задыхается в тени своего старшего брата Дэйва, гораздо более смышленого, удачливого, обаятельного и оттого любимого. Кроме того, на Майка давит патологическая бедность, медали и титулы очень скоро забываются, а квартиру ими не оплатишь и в ресторане их не примут в качестве расчета. Джон Дюпон, наоборот, деньгами обеспечен так, что может позволить себе «шалости» и дорогостоящие подарки. Но и он находится под нависшей грозной тенью своей жесткой властной матери, подлинной аристократки, любящей благородных скакунов и презирающей липкую, грязную, низменную, батрацкую борьбу.
Словно малые дети, Майк и Джон всеми силами пытаются вырваться из гнетущих их тисков: один отправляется в «самостоятельное плавание» на отдельную тренировочную базу, а второй назло матери организует на территории огромного семейного поместья спортзал для борцов и с исступлением начинает играть в тренера. Оба плана проваливаются – Майку тяжело без братской поддержки, без его опыта и любви, а Джон просто обделен талантом, деньги в его жизни решают многое, но отнюдь не все.
Запомнившийся многим своей предыдущей работой «Человек, который изменил все» Беннетт Миллер снова взялся за спортивную тематику и снова практически обошел вниманием сами соревнования, ему интереснее то, что происходит в раздевалках, на тренировочных полях, за пределами стадиона или татами. Этот подход хорош прежде всего тем, что делает из героев спортивного выпуска новостей обыкновенных людей – с пороками, проблемами, семьями, друзьями, кругом интересов. Из своих персонажей Миллер сделал невероятно объемные, многоплановые фигуры, каждый из них не просто неоднозначен, каждый в «Охотнике» совершает ошибки, теряет направление, забывает о главном. Пафосные речи о восстановлении престижа нации, о братской любви или безоблачном будущем здесь не работают, работают только действия. Сколько бы ни выступал перед своими подопечными Дюпон, какие бы красивые слова ни произносил, сила и влияние здесь слова не имеют.
Разгорающийся на экране конфликт, безусловно, не был бы возможен без великолепных актеров. Каждый из троицы ведущих исполнителей заслуживает слов восхищения: полностью преображенный гримом Стив Карелл, накачанный, но при этом необыкновенно ранимый Ченнинг Татум, основательный и улыбчивый Марк Руффало – все эти артисты заслуживают самых высоких оценок. В мастерских руках режиссера из актеров получилась команда, которой позавидовала бы сама сборная США по борьбе. Нацеленность на победу, ощущение своей силы и таланта переводят «Охотника на лис» из разряда спортивных драм в сегмент психологических триллеров, где зрителю придется продержаться на ковре до самого последнего раунда под натиском энергичной мрачной истории о разгорающемся внутри недовольстве собой и миром, выплеснутом на близких.