Премьеры недели: Джейсон Стэтэм грабит бордель для лордов, зомби из британского концлагеря в "Судном дне", "Контроль" про Joy Division и "У каждого свое кино" -- кто говорит о засилье Голливуда?
В фильме «Ограбление на Бейкер-Стрит» /Bank Job, The/ (2008) Джейсон Стэтэм играет мелкого жулика. У него есть жена, дочки, которые танцуют с папашей на свадьбе его брата, бизнес по торговле ворованными автомобилями (скрутчик пробега, габаритами и формой напоминает отбойный молоток) и долги, разумеется. Крупные жулики предлагают ему крупное дело – крайне неприятное, о чем он, увы, не догадывается. Некие американские негры держат потайной бордель, куда ходят лорды и члены парламента, английские извращенцы, которые любят, чтобы их пороли. Лордов фотографируют, и взять негров за жопу британские спецслужбы смогут только после того, как кто-то, с ними не связанный, стырит эти фотографии из банковской ячейки. История звучит глуповато и неправдоподобно, но это все святая правда – случилось это в семидесятые, тогда же и происходит действие фильма.
Есть несколько причин это смотреть. Во-первых, очень красивые голые девушки (действие происходит то в элитном подпольном борделе, то в простецком, где привык выпивать наш лысый герой). Во-вторых, невероятно красивые праворульные автомобили тех времен (когда кредиторы главного героя разбивают стекла и царапают капот монтировкой, зритель ощущает почти физическую боль). В-третьих, Джейсон Стэтэм в самой подходящей ему роли мелкого сентиментального жулика, замахнувшегося на большое дело. Он – лучший жанровый актер нашего времени, а снимается чаще всего в какой-то полной чепухе, вплоть до увеболловской «Во имя короля» /In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale/ (2007). А последняя причина – режиссер Роджер Доналдсон, снявший «Самый быстрый Indian» /World's Fastest Indian, The/ (2005), фильм про мотоцикл, старика, его волю к жизни и волю к победе. Мужчина заработал тогда громадный кредит доверия, не промахнувшись ни с единой интонацией, не сфальшивив ни в одной ноте. Новый фильм, кажется, не хуже.
«Судный день» /Doomsday/ (2008) – английский комикс, а после «V значит вендетта» /V for Vendetta/ (2005), «28 дней спустя» /28 Days Later…/ (2002) и «Власти огня» /Reign of Fire/ (2002) мы знаем, что английские трэш-комиксы как минимум не хуже голливудского мейнстрима. Снял "Судный день" Нил Маршалл – его руке принадлежат «Псы-воины» /Dog Soldiers/ (2002), брутальный британский трэш про оборотней.
Жителей Англии поразил таинственный вирус, правительство поймало всех больных и засадило их в один громадный концлагерь – то ли город, то ли целую страну, огороженную гигантскими стенами. 25 лет спустя вирус вырвался на свободу, а все это время внутри стены происходило что-то странное: больные не умерли, а создали свое милое анархо-людоедское общество. Красавице-агентке (камера очень любит фиксироваться на ее задних карманах) приходится поехать на броневике в эту волшебную страну и что-то там сделать. Грузовик сожгут, девушку поймают, подвесят на дыбу, заставят драться на арене – в общем, все 33 трэш-удовольствия. Но тут дело даже не в фетишизме: варварская колесница, сделанная из лондонского такси, должна покорить любого.
Киноальманах «У каждого свое кино» /Chacun son cinema ou Ce petit coup au coeur quand la lumiere s'eteint et que le film commence/ (2007) – коллекция двухминутных короткометражек от лучших режиссеров наших дней. Посмотреть это нужно обязательно, вопросов нет, другое дело, что некоторые фильмы лучше смотреть в рабочий полдень на Ютюбе.
«Сыщик» /Sleuth/ (2007) – камерная английская драма на двоих. В оригинальной версии сорок лет назад Сэр Лоуренс Оливье играл пожилого писателя, а красавчик-плебей Майкл Кейн – любовника его жены. Теперь в фильме по сценарию Гарольда Пинтера, режиссер Кеннет Брана, сэр Майкл Кейн играет мужа, а блондином работает Джуд Лоу. Они будут друг на друга орать, бить, стрелять из пистолета, устраивать истерики, один даже из мертвых восстанет – а мы будем гадать, кто сыграет блондина еще лет через тридцать. Как вам пара сэр Джуд Лоу – Дэниел Рэдклифф?
Это, впрочем, далеко не весь трэш, который на нас выльют на следующей неделе. Есть еще «Супергеройское кино» /Superhero Movie/ (2008) – пародия на голливудские кинокомиксы. И пусть там в продюсерах Вайнштайн и Цукер, а среди актеров Лесли Нильсен и разные другие звезды. Все, хватит! В каждом новом супергеройском комиксе новых идей столько же, сколько в пародии на него – то есть ноль, пустое множество.
Лучше пойти на испанский клаустрофобческий хоррор «Репортаж» /[Rec]/ (2007): мужчина с профессиональной видеокамерой оказывается в некоем доме, в котором все жители превращаются в зомби. Правительство опечатывает дом снаружи, а мужчина остается внутри и видеокамеру не выключает до самого конца. Сняли "Репортаж" два режиссера – один дебютант, у другого за плечами «Ромасанта: Охота на оборотня» /Romasanta/ (2004). Так что может получиться нечто совершенно фееричнно-непредсказуемое.
И на десерт – охлажденные мозги обезьяны. «Контроль» /Control/ (2007) – биография Яна Кертиса, лидера "Джой Дивижн", который покончил с собой, когда ему было 23. Снял биографию знаменитый Антон Корбайн, великий рок-фотограф, дизайнер, художник, а теперь вот и кинорежиссер. Кино получилось черно-белое, не очень длинное (одно дело, когда биопик снимают 80-летнему, допустим, Рэю Чарльзу, другое – чуваку, который убил себя в 23), трогательное и очень красивое. Тут, конечно, есть свои возражения: какой смысл вообще снимать кино про гения и поэта, как показать работу его души и вдохновение? Почему все фильмы про рок-героев в результате рассказывают про хреново себя ведущих депрессивных говнюков-наркоманов? Может Корбайн знает ответ – в конце концов, он с этими людьми жил и работал, а группа Depeche Mode официально считала его своим участником.
Но, во всяком случае, покойник у него в фильме не встанет.