Грабители-неудачники на голливудской ярмарке тщеславия.
«Зачинщики», второй за полгода фильм Дага Лаймана («Дом у дороги»), удивляет: натренированный в делах экшена режиссёр-ремесленник выбрал путь без всякого сопротивления. Получилось антиразвлечение без чувства индивидуальности, почтения к своим немногочисленным зрителям, выразительных примет жанра. Пронизанная апатией картина с неудачными отсылками к репертуару Стивена Содерберга и его «Друзьям Оушена» дебютировала на стрим-сервисе Apple TV+ и вызвала сплошные вопросы и недоразумения.
Ветеран Рори регулярно думает о самоубийстве. Своими переживаниями он делится с единственным близким человеком, терапевткой Донной Риверой (Хонг Чау). Герою не дают проводить время с детьми; единственным выходом остаётся подпольная криминальная деятельность, за которую можно получить немало денег (Рори принципиален, ему нужно только 30 тыс. долларов). Одним из напарников героя выступает саркастичный алкоголик Кобби (Кейси Аффлек). Ограбить коррумпированного мэра Бостона Миччели (Рон Перлман) в ночь его переизбрания — задача вполне реальная. По законам жанра операция моментально проваливается: мэра не переизбирают, Кобби ранят, ещё одного напарника убивают. Неприятная ситуация вынуждает Рори взять в заложницы терапевтку Риверу, используя её в качестве защиты.
Лайман, работающий в Голливуде с 1990-х, успел обзавестись плеядой взаимовыгодных знакомств со всеми представителями индустрии. «Зачинщики» — инертная зарисовка без цели и адекватного воплощения, где невозможно найти юмор и легко заплутать в жанровом смешении, крайне необязательном. Кино чуть ли не аннулирует все предыдущие проекты режиссера, включая «Ультиматум Борна» с тем же Дэймоном и «Грань будущего», заставляя жалеть об очередной обесценившейся творческой репутации. Далеко не новый сюжетный троп о разных товарищах, находящих утешение друг в друге, при желании можно умело эксплуатировать и взрастить в нечто оригинальное, но даже в этом решении Лайман абсолютно не заинтересован. Солистам аккомпанируют случайные знаменитости — от Винга Рэймза («Миссия невыполнима») до Пола Уолтера Хаузера («Тоня против всех»), — появляющиеся на экране в лучших традициях детского утренника. Усталость создателей постепенно транслируется героям: складывается ощущение, что на всех присутствующих в кадре у студии есть компромат и в случае отказа играть в этом вторичном кино последуют жёсткие санкции.
При всём запланированном комизме ситуации похищение Рори своей терапевтки становится дополнительным балластом. Несмотря на голливудский бомонд, харизмой в касте обладает только звезда «Меню» и «Кита» Чау, которой удаётся сохранить невозмутимость и чувство иронии на идущем ко дну корабле, пока остальные в буквальном смысле разводят руками. Для Дэймона и Аффлека фильм стал повторным сотрудничеством после «Оушенов» и «Джерри» Гаса Ван Сента — драмы 2002 года о двух тёзках, бродящих по пустыне. Художественная ценность авторского эксперимента, смешивающего «Сатанинское танго» с «Ларой Крофт», гораздо выше всего, что происходит в «Зачинщиках» за безжизненные 100 минут. Дэймон также спродюсировал кино вместе с братом Кейси, Беном Аффлеком. Лучшие друзья в последнее время снимаются и курируют много любопытных проектов, включая прошлогодний «Air: Большой прыжок». На этот раз интуиция подвела обоих. Радует, что гонорары Apple всё же заплатила, чего не скажешь об обездоленных зрителях.
Аутентичная атмосфера Бостона, здесь просто какая-то вялая и серая.
Вообще, у меня такое впечатление, что режиссёр так и не понял, что снимать, кино про экзистенциальный кризис или легкое бадди-муви, в итоге не получилось ни того, ни другого