Некогда с удовольствием смотрели криминальный шлягер хорошего российского режиссёра Алексея Балабанова "Брат". На афганской войне закаленного, хотя не потерявшего внутреннюю чистоту парнишку Данилу Багрова, спасающего брата киллера, обстоятельства заставили стать таким же.
Ох, уж эти обстоятельства! В аморальной современной эпохе ими можно оправдать, что только захочешь. Тем более что казалось: в том фильме всё же присутствует определённая христианская мораль. Что горько ошибались, доказывает "Брат-2", снятый с теми же героями.
Конечно, и здесь иногда раздаются реплики маскировочного характера. Вот Данила с той же обезоруживающей, почти по-детски наивной улыбкой отчитывает непорядочного бизнесмена именно на темы морали: "В чём сила, американец? Разве в деньгах? Я вот думаю, что в правде".
Американец рыдает. Может кто-то разрыдается и в зрительном зале (например, на детском сеансе). И всё-таки как-то нелегко забыть, что в офис этот Данила попал, под лирический мотив русской песни, только что перестреляв уйму людей. Конечно, они плохиши. Но о том, кто же предоставил милому, о морали разглагольствующему парнишке эту прерогативу небесного судьи решать, кто достоин жизни, авторы скромно умалчивают. Может, просто надеяться, что в гуще динамичного, хорошо "сколоченного" действия, среди специфических шуточек, такой вопрос у никого и не возникнет. Вот это-то и грустно, как невесело и то, что бритоголовый электорат Вильнюса приходит смотреть фильм по 2-3 раза, заранее предвкушая удовольствие, конечно уж, не от моральных проповедей.
Дело в том, что на сей раз Данила стреляет всё-таки не ради брата, а ради тех же денег. Бизнесмен обманул друга, умчал с его долларами в Америку, вот и Даниле приходится гнать вслед. Тем более, что тамошняя украинская, американская и афроамериканская мафия (если верить "Брату-2", в Штатах не значится только русская) – такая колоритная. Тем более, что и А.Балабанову, желающему осуществлять свои эстетизированные, престижные проекты (вспомним талантливые его вещи "Счастливые дни", "Про уродов и людей", другие), надо зарабатывать такими вот смотрибельными поделками. А заработано, говорят, неплохо: "Брат-2" – чуть ли не самый финансово удачливый русский фильм последнего времени.
Всё это понятно. Удивляет другое – весь фильм пронизывающий, едва камуфлируемый, нагло-наивный, как взгляд С.Бодрова, шовинизм. Какая уж там "политкорректность"? Все украинцы – толстые, антипатичные, может, "бывшие бендеровцы", как подозревает умом не блещущий братик Данилы Виктор. Еврей из Брайтон-Бича обманывает героя, сосватав ему негодный автомобиль. Рядом с добрым эпизодическим американцем – пожилым водителем (кого обманет такая подстраховочка?) – одни изверги. Рядом с эпизодической черной тележурналисткой, даже польстившейся (правда, за кадром) на аппетитный торс героя, – чернокожие сутенёры, провокаторы, одни злодеи.
Даже русская проститутка Даша (Дарья Лесникова) рядом с чернокожими уличными девицами – просто ангел, хотя и бритоголовый. Хотя и "не в деньгах дело", без них и Даша бы не укуталась в шикарную шубу, кажется, от наших "Nijoles kailiai", ни Данила не стал бы в финале похожим на нового русского, ни эффектный их побег из Америки – в Москву, в Москву! – наверное, просто бы не состоялся.
Некогда импонировала фактурность первого "Брата", умение автора насытить развлекательный жанр некоторыми реальными наблюдениями за действительностью новой России. От всего этого остались весь новый фильм нашпиговавшие кадры-автографы: тут под своими именами мелькают В.Пельш, И.Демидов, Л.Якубович, мелькает – внимание! – и литовский хоккеист Дарюс Каспарайтис, а попзвезда Ирина Салтыкова получает даже нечто более похожее на роль, правда, изначально безнадёжную. Можно представить, как вся эта псевдодостоверность радостно "заводит" плебейскую часть публики.
Что бы ни говори, А.Балабанов – крепкий "профи", что бы он ни снимал, это никогда не бывает скучно. Вот если бы ещё криминальный жанр тут не был отягощен всеми этими национальными, социальными выпадами, если бы фильм не возвращал нас к тупому советскому убеждению о своей дискуссии не подлежащей исключительности!.. Но, может быть, великие соседи, в рамках какого государственного строя не существовали бы, без этого просто не могут?
Жалко, естественно, актеров – повторяющегося С.Бодрова, подлинного мастера Сергея Маковецкого, в роли московского пройдохи Белкина на редкость плоского. Куда выразительнее В.Сухоруков, любовно, просто как Чапай, гладящий никогда не подводящий допотопный пулемёт "Максим", вместо гранаты бросающий в окно на полицейских бутыль только что приконченной "Столичной" и при аресте орущий, как ему здесь, в Америке, нравится, как он ещё здесь поживёт.
После таких многозначительных заявлений одного из главных героев вполне реально можно ожидать "Брата-3".