
Мистер и миссис Вудхаус проверяют на прочность доверие в браке.
Камера следует за агентом британской разведки Джорджем Вудхаусом (Майкл Фассбендер): в злачном баре Филипп (Густав Скарсгард) протягивает ему лист, на котором пять имен их общих коллег, в том числе Кэтрин Вудхаус – жена Джорджа. Один из этих людей — предатель, которого нужно срочно устранить. Из лаборатории был похищен Северус — сверхсекретное вредоносное ПО, способное дестабилизировать ядерные объекты и привести к международной катастрофе.
Джордж собирает коллег из списка на домашний ужин и подмешивает в одно из блюд «сыворотку правды», осторожно предупреждая жену, в какое именно. Подозреваемые собираются у стола: офисная терапевтка Зои (Наоми Харрис), операционистка Кларисса (Мариса Абелла), старший офицер Джеймс (Реге Пейдж) и сквернохарактерный Фредди (Том Берк). После интенсивного разговора все улики указывают на причастность Кэтрин, но Джордж идет на риски, чтобы найти неопровержимое доказательство.
Все, что нужно знать о Джордже: он любит правду и свою жену. Кого он любит больше, предстоит узнать за ближайшие 90 минут.
Режиссер Стивен Содерберг не знает концепции выходных дней и отпусков: с момента премьеры инди-хоррора «Присутствие» и времени толком не прошло, как шпионский триллер «Черный мешок» начал штурмовать кинотеатры. В обоих проектах он также выступил и оператором, в «Присутствии» экспериментируя с перспективой (весь фильм снят с точки зрения призрака), в «Черном мешке» привычно размывая источники света и методично следуя за героями. С такой производительностью его не пугают разговоры про ИИ, Содерберг как-то сказал: «Чат GPT никогда не испытает радости приготовления завтрака любимой с утра, следовательно, не сможет отобразить эти чувства в сценарии». Это утверждение особенно чувствуется в сцене, где у героя Фассбендера (очевидное альтер эго режиссера, с приглушенным эмоциональным спектром и похожим стилем одежды) запотевают очки во время приготовления ужина. Сам фильм, несмотря на шпионский сеттинг, ощущается скорее как романтическая драма, ода любви жене Джулс Эснер, с которой они состоят в браке больше 20 лет. Содерберг исследует концепцию доверия в моногамных отношениях, и, судя по длительности их брака с Джулс, рецепт рабочий.
Кэтрин становится первой подозреваемой в утечке Северуса, Джордж единственный, кто расследует дело. На кону десятки тысяч жизней, а по шпионским традициям о классифицированной информации в лоб не спросишь, так же как не спросишь открыто про измену или ложь в отношениях. Поэтому Джордж делает выбор «доверять, но проверять», осторожно собирая улики за спиной жены, тогда в фильме и начинается все самое интересное — шпионаж, погони, интриги, расследования. Джорджа снедают сомнения, днем раньше Кэтрин обещала «убить за него (если придется)», а сегодня была замечена на сделке с потенциальным врагом Великобритании. Тут подключается зрительская рефлексия, мы проходим тест на доверчивость с точностью выше, чем в журнале Cosmopolitan, результат зависит от того, чью сторону вы займете: а) Кэтрин виновна; б) Кэтрин виновна, но Джордж ее отмажет; в) Кэтрин невиновна, утечка идет от одного из коллег; г) виновен Джордж, мы все умрем. Счет и правильный ответ в конце.
Четверка подозреваемых также втягивается в расследование, но герои, будучи неверными партнерами, уступают Джорджу и Кэтрин в стойкости. Клубок лжи распутывается в резвой и зубодробительной кульминации, все 90 минут хронометража приклеивают к экрану намертво. Вот и рецепт крепкого кинотеатрального блокбастера со старомодным флером – уложиться в полтора часа, пощекотать нервы, не успеть наскучить и ко всему прочему вернуть на экраны тренд на моногамию, которая в последние годы проигрывала любовным треугольникам («Прошлые жизни») и полиамории («Претенденты»).
Радует и возвращение Майкла Фассбендера из затяжного отпуска, актер был увлечен гонками «Формулы 1» и в последнее время попадал в сомнительные проекты, но «Черный мешок» наконец-то напомнил нам о безграничном драматическом таланте ирландского хамелеона. Содерберг не раз признавался, что Джулз вдохновляет его женских персонажей, в «Черном мешке» элегантная Кейт Бланшетт с каштановыми локонами и твердым характером будто олицетворяет альтер эго жены режиссера. В столь напряженной романтической драме (под прикрытием остросюжетного триллера) не обойтись без «разрядки смехом», и карта комичного персонажа выпала Марисе Абелле, чьи панчи доносятся со снайперской точностью и режут без ножа.
«Черный мешок» по всем показателям кино идеальное, зрительское, работающее без единой осечки. Если что-то и способно вернуть людей в кинотеатры, так это старомодный рецепт: никакого ИИ, бюджетов ВВП маленького государства, вмешательств студийных шишек в творческий процесс. Только талантливый режиссер, обожающий свою жену, 50 млн и пятерка блестящих актеров. Много, как оказалось, для счастья не нужно.
50 млн для, как я понимаю, камерного разговорного фильма, даже сейчас -- немаленький бюджет. Впрочем, там гонорары актёров, наверное, многое съели.