Конфликт Джимми и Чака МакГиллов получает блистательное развитие, на фоне которого даже противостояние криминальных авторитетов выглядит вялой трамвайной перепалкой
После фиаско с подправленными братом документами крупный юридический контракт переходит от фирмы «Хэмлин-Хэмлин-МакГилл» к Ким Векслер, но Чак МакГилл не намерен уступать Джимми. Превозмогая боль и страдания, Чак исхитряется записать на диктофон выбитые обманом признания брата о том, что тот переставил цифры в договорах и тем самым разрушил репутацию родственника. Месть его страшна: суд на год лишает Джимми адвокатской лицензии, и это в тот момент, когда младший МакГилл нашел наконец достойный офис, принял на работу секретаря и закупил на ТВ рекламу своих услуг на год вперед. «Ответка» не заставила себя ждать – Джимми продемонстрировал суду и коллегам психиатрическую подоплеку «электробоязни» Чака, чем подверг сомнению здравомыслие брата. Два некогда близких человека оказались злейшими врагами, примирить которых, кажется, не может уже ни одна сила во Вселенной…
Когда в 2014 году шоураннер телевизионного криминального хита «Во все тяжкие» Винс Гиллиган объявил о начале работы над спин-оффом сериала, рассказывающим о жизни и делах сомнительного адвоката Сола Гудмана, мало кто из зрителей мог предположить, в каком жанре будет исполнен грядущий проект. По аналогии с жизнеописанием Уолтера Уайта можно было ожидать бандитский триллер, исходя из патологического невезения Гудмана легко было склониться в пользу комедии, даже судебный процедурал был бы вполне очевидным выбором, но Гиллиган взял курс на драму, причем с серьезной примесью настоящей шекспировской трагедии, где стержнем взаимоотношений всех героев становится конфликт двух братьев. Лишь на старте этот ход казался сомнительным, к финишу третьего сезона накал страстей в «Лучше звоните Солу» достиг таких высот, что искрить начинает проводка в домах героев.
И не то чтобы авторы полностью отказались от комедийного слоя, все-таки юмор – неотъемлемая часть характера Джимми МакГилла, а потому невозможно без улыбки смотреть на то, например, как бедолага-юрист «окучивает» старушек, обведенных вокруг пальца пенсионным фондом, или как он же перепродает рекламу, выкупленную у телеканала в неудачное для бизнеса время. Джимми, как обычно, изобретателен, дерзок, креативен и циничен – как без этого. Но юмор все-таки уходит на второй и даже третий план – не до смеха сейчас Джимми и Ким, их самостоятельный адвокатский заплыв то и дело грозит завершиться катастрофой.
Разумеется, никуда не исчезла и фирменная «вовсетяжковская» криминальная линия, за нее, правда, «отвечает» Майк Эрмантраут, знаменитый киллер-одиночка, который осознанно не сближается ни с кем из тех, для кого исполняет криминальные задания. В третьем сезоне Майк почти не пересекается с Джимми, зато активно вклинивается в конфликт известных нам по оригинальному шоу Гектора Саламанки и Гуса Фринга – двух криминальных авторитетов с противоположными подходами к своей работе. Традиционно свою шкуру подвергает опасности и сам Джимми, но в меньшей степени, чем обычно, – главной его проблемой и трагедией остается брат Чак.
«Лучше звоните Солу» этими весной и летом невольно перекликается с третьим сезоном «Фарго» – оба сериала ставят в центр сюжета конфликт двух братьев. Последователи коэновской жестокости, доведенной до абсурда, своих близнецов Стасси сталкивают с такой силой, что конфликт этот заканчивается смертью для обоих. В какой-то мере и у Гиллигана братья МакГилл оказываются на краю гибели, как минимум профессиональной, – и если Джимми в силу возраста годовое отлучение от профессии пусть и с потерями, но переживет, то Чака досрочная отправка на пенсию легко может свести в могилу, особенно учитывая его психологическое состояние. Но виноваты в этих проблемах сами братья – они никак не могут найти общий язык и отнестись друг к другу с пониманием. Чак видит своей миссией перевоспитание Джимми, и это гробит их обоих, несмотря на все усилия окружающих. Страшно наблюдать за этим тихим поединком, но в этом же кроется и главный сюрприз «Лучше звоните Солу» – психология и тонко прописанная драма здесь бьют сильнее разборок наркодилеров или стрельбы по наркокурьерам.
Впрочем, даже готовый к тому, что за история его ждет в «Соле», зритель может быть несколько огорошен замедленным темпом повествования – третий сезон выглядит еще более медленным и лишенным событий, чем предыдущие два, разговоров или глубокомысленного молчания здесь больше, чем действия, а скромный эпизод с подбрасыванием в карман пиджака тубы с пилюлями кажется верхом саспенса. Но неспешность эта с лихвой компенсируется тщательностью прописывания характеров – за третий сезон мы узнали о Гусе и Гекторе больше, чем за все время действия «Во все тяжкие». Да и Майк в «Лучше звоните Солу» смотрится совсем иначе, не говоря уж о самом заглавном герое – кстати, именно в третьем сезоне рождается наконец пресловутый Сол Гудман.
Шоу Гиллигана об адвокате-пройдохе продолжает удивлять. В нем достаточно глубины, чтобы не оценивать персонажей по одному только внешнему виду, оно отлично прописано, что даже судебные заседания и деловые переговоры делает увлекательными, наконец, «Лучше звоните Солу» остается самым непредсказуемым телепроектом – пусть эта внезапность и связана с тем, что герои не могут найти источник потребления электроэнергии в доме. Будет грустно, если сериал не получит продления из-за падения рейтингов, но закрытие будет означать только одно: Гиллиган снова обогнал время и подарил нам нечто такое, что мы не в силах верно оценить, что-то вроде странной братской любви, чаще приносящей страдание, чем удовлетворение.