Во все времена символами богатства и роскоши являлись бриллианты, драгоценные камни и благородные металлы. Не меньше дорогих украшений ценились и мастера ювелирного дела. А уж как кинематограф ценил все, что связано с алмазами и рубинами, несложно себе представить! Предлагаем прогуляться сегодня среди грабителей, контрабандистов и искусных ювелиров
По признанию самой Одри Хепберн, роль Холли Голайтли стала для нее вершиной успеха. Что ж, поклонники актрисы могут с этим поспорить, но то, что лента Блэйка Эдвардса стала одним из самых значимых и влиятельных фильмов в истории кино, оспариваться не будет, пожалуй, никем. «Завтрак у Тиффани» стал поколенческим фильмом, задал стандарты моды и стиля, расширил представления о жизни, чувствах, страстях, продемонстрировал «новую Америку». Америку, которая не представляет себя без головокружительных вечеринок, без маленького черного платья от Живанши и, конечно, без магазина ювелирных украшений «Тиффани», с которого начинается каждое утро Холли. Утро новых надежд.
Советский Союз не мог похвастать доступностью драгоценностей для своих рядовых граждан – на бриллианты советский человек любовался только на экране телевизора. Кто-то любил наблюдать за тем, как Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивают злосчастный стул с каменьями, а кто-то предпочитал комедию Леонида Гайдая про контрабандистов, замотавших драгоценности в гипс не тому человеку. Историю товарища Горбункова, чистосердечно признавшегося родным внутренним органам в том, что он стал соучастником опасного преступления, знают взрослые и дети, а цитировать ее можно едва не полностью, главное – «Береги руку, Сеня!». Тогда и преступную группу охотников за бриллиантами сможешь разоблачить.
Задолго до круто сваренных криминальных триллеров с элементами черного юмора Гая Ричи и Квентина Тарантино миром правила «Рыбка по имени Ванда» Чарльза Кричтона. Пусть там не так много крови и модное нынче слово на букву «F» не упоминается, но это только от того, что времена другие, да и в коллективе есть дама. Причем какая дама! Когда в компании мужчин-грабителей, задумавших налет на офис ювелирной компании, появляется Джейми Ли Кертис, можно быть совершенно уверенным, что сверкающая алмазами и рубинами добыча останется в умелых женских руках. Картина, в которой актеры блистают не меньше бриллиантов, была заслуженно отмечена целой коллекцией наград и номинаций.
Нужно быть настоящим глупцом, чтобы после феноменального успеха «Одиннадцати друзей Оушена» закрыть избушку на клюшку и забыть о сиквеле. Стивен Содерберг и не стал увиливать от предложения продолжить веселые приключения банды хитроумных грабителей, тем более что в ролях – сплошняком друзья и приятели, как тут не провести время с удовольствием. Продолжение получилось менее свежим, чуть более натянутым и местами приторно слащавым, но спишем это на то, что Содерберг фактически делал свой фильм из сценария, который предназначался совсем другому проекту. Главное, что знаменитое яйцо ювелира Фаберже было похищено со вкусом и присущим коллективу размахом, а Клуни, Питт, Дэймон и Робертс – всего лишь приятное дополнение.
Если кому-то бриллианты достаются по ошибке, кто-то взламывает для их похищения хитроумные замки, а для кого-то драгоценности – лишь развлечение, то для Леонардо Ди Каприо алмаз должен был стать проводником на сцену церемонии награждения премией «Оскар». Все к тому и шло – история алмазодобытчиков и контрабандистов, детали которой основаны на подлинных событиях, оскароносный режиссер, окружение, состоящее из Дженнифер Коннелли и Джимона Хонсу, едва не на руках несущее героя Ди Каприо и его розовый алмаз к вершинам славы. И быть бы Дэнни Арчеру победителем, если бы не «последний король Шотландии» Форест Уитакер. В его короне, похоже, драгоценностей было больше. А Лео так и ждет свой «Оскар»…
И все-таки самое интересное в фильмах об ограблениях – это неожиданные решения, которые выдумывают похитители для того, чтобы проникнуть в защищенную цитадель. Фильм Асгера Лета «На грани» настолько изощрен в этом, что сначала даже притворяется картиной в другом жанре – главный герой никаким образом не показывает, что заинтересован в чем-то еще, кроме того, чтобы броситься с карниза высотки на манхэттенский асфальт. А в это время его подручные ловко пробираются в небоскреб напротив, в тайное хранилище, где упрятан уникальный бриллиант. Впрочем, блеска алмазу добавляет и актерское обрамление – Сэм Уортингтон, Элизабет Бэнкс, Джейми Бэлл и бесподобный Эд Харрис в роли коварного злодея.
Кто же не знает самого главного испытания, выпавшего на долю молодого гасконца Д’Артаньяна в первой части книги Дюма: претенденту на мушкетерский плащ предстояло попасть в Лондон и вернуть подвески королевы Анны, часть которых к тому же пропала. В большинстве экранизаций «Трех мушкетеров» подробности восстановления украшения опущены, но не в версии Сергея Жигунова – бывший гардемарин уделил ювелирному шедевру внушительный эпизод. И мы могли бы пройти мимо него, если бы не восхитительный Владимир Этуш в роли придворного ювелира, придающий особенный колорит сцене восстановления алмазных подвесок. Даже в свои девяносто лет этот мастер слепит своим обаянием и харизмой. Вот что значит настоящий бриллиант!