Брюсу Уиллису — 67! В последние годы звезда «Криминального чтива», «Пятого элемента» и «Крепкого орешка» не радовал нас сильными ролями — а на днях и вовсе стало известно, что он страдает от деменции и уходит из профессии. Как бы то ни было, его наследие будет с нами всегда: сегодня мы решили вспомнить о необычных и недооценённых ролях культового артиста.
В фантастической комедии Роберта Земекиса актёр играет преуспевающего пластического хирурга Эрнеста Мэнвилла, чья жена и бывшая любовница принимают эликсир молодости (а по совместительству — бессмертия) и начинают строить козни друг против друга. Это далеко не первый и не единственный комедийный образ Брюса, но интересен он тем, насколько не попадает в привычный типаж артиста. Здесь он не циничный шутник из «Гудзонского ястреба» или «Девяти ярдов», а неуклюжий и нелепый алкоголик со смешными очками. Мало кто представляет подобного персонажа, когда слышит имя «Брюс Уиллис», и тем удивительнее, насколько актёр тут органичен.
Недалёкое будущее. Вирус уничтожил почти всё население планеты, а немногие выжившие скрываются от болезни под землёй. Уголовника Джеймса Коула (Брюс Уиллис) в обмен на амнистию отправляют в прошлое, в 90-е, когда и началась смертоносная пандемия. Он должен выяснить причины катастрофы и остановить таинственную организацию «Армия Двенадцати Обезьян», которая предположительно выпустила заразу наружу. С одной стороны, Брюс в великой антиутопии Терри Гиллиама вроде бы играет своего типичного персонажа — героя-одиночку, вынужденного бороться с намного превосходящими его силами, к тому же внимание перетягивает на себя Брэд Питт в яркой второстепенной роли больного из психлечебницы. С другой — именно Уиллис здесь выступает моральным центром всей истории. Он не просто герой, а потерянный, обречённый персонаж, пытающийся найти смысл в мире, который, как водится у Гиллиама, его стремительно теряет.
Опять же на первый взгляд классическое для фильмографии Уиллиса кино — задорный бадди-муви о полицейском, который должен довезти болтливого заключённого (Мос Деф) из участка в здание суда. Расстояние всего ничего, но это будет самая сложная поездка в их жизни: ведь на арестанта открыли охоту другие преступники и продажные копы. Брюс уже объединялся с, например, Сэмюэлем Л. Джексоном в третьем «Крепком орешке», но его персонаж в «16 кварталах» — совсем не Джон МакЛейн. Он коп-алкоголик, неудачник с нетвёрдыми моральными ценностями и полным отсутствием какого-либо героизма. К тому же картину Ричарда Доннера (мастера бадди-муви и автора «Смертельного оружия», например) стоило отметить хотя бы из-за того, что о ней знает несправедливо мало людей.
У Уэса Андерсона давно есть устойчивый костяк постоянных актёров: Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Оуэн и Люк Уилсоны, Фрэнсис МакДорманд, Уиллем Дефо и Джейсон Шварцман — лишь первые имена, что приходят на ум. Брюс Уиллис в этот список точно не входит, да и кажется, будто он не слишком-то вписывается в пряничный симметричный мир режиссёра. Но в «Королевстве полной луны» сложно представить кого-то другого в роли капитана Шарпа, полицейского с небольшого, позабытого цивилизацией острова, который берётся искать двух сбежавших подростков. У Уиллиса тут есть своя романтическая линия — его персонажа связывает тайная любовь с героиней МакДорманд, — а сам он совсем не похож на типичного копа. Уязвимый, мягкий, какой-то по-особенному тёплый: Андерсону получилось выделить в актёре лучшие качества, о которых многие фанаты актёра могли и не подозревать.
Режиссёр М. Найт Шьямалан показал всему миру широкий актёрский диапазон Брюса в «Шестом чувстве» — одном из лучших фильмов в творчестве их обоих. Но в «Неуязвимом» он обошёлся с образом артиста, пожалуй, даже интереснее. Уиллис играет супергероя, который после катастрофической железнодорожной аварии не получает ни царапины и вдруг понимает, что его нельзя убить ни пулей, ни ножом, ни взрывом. Не ждите типичного кинокомиксного сюжета: Брюс не будет спасать мир, да и с преступниками он разбирается с трудом. «Неуязвимый» — тонкая драма о том, каково простому семьянину чувствовать подобную ответственность, и о том, как киношный «героизм» не имеет ничего общего с реальной жизнью.
В драме Роберта Бентона («Крамер против Крамера») звезда Голливуда Пол Ньюман играет полного жизни старика, который отказывается взрослеть даже в преклонном возрасте. Брюса Уиллиса тут совсем немного — ему достался образ босса главного героя, у которого тот безуспешно пытается выбить компенсацию за травму колена. Интересна роль тем, что актёр предстаёт в редком для себя образе простого человека: не подчёркнуто комичного, ничуть не героического, абсолютно обычного мужчины. Странно осознавать, но именно поэтому она так откладывается в памяти. Мы не привыкли видеть Брюса настолько обыденным — и открытием становится то, насколько естественно он выглядит в совершенно бытовой драме.
В последние годы Брюс сыграл немало злодеев — в основном в дешёвых боевиках категории «Б», где он появлялся на пару сцен, ни разу не вставал со стула, читал реплики без тени старания и уходил с площадки с круглой суммой в кармане. Но когда-то увидеть Уиллиса в образе антагониста было в новинку, а тем более настолько крутого, как в «Планете страха» Роберта Родригеса. Актёр потрясающе уловил атмосферу эксплуатационного кино 80-х, стиль которого тут копирует режиссёр: он играет гиперболизированного вояку, разговаривающего исключительно с фирменным прищуром и не скупящегося на громкие монологи. Видно, что Брюс развлекался на площадке, и его энергией трудно не проникнуться.
Мы привыкли видеть, как Брюс спасает Землю от астероидов и огромного космического зла, помогает заложникам в небоскрёбе или просто уничтожает плохих ребят. Но вот Брюс, который отправляется в прошлое, чтобы убить ребёнка, — это что-то новое. В «Петле времени» он играет киллера, который в молодости убивал людей для преступного синдиката из будущего: те посылали жертв назад во времени, чтобы замести следы. Теперь его самого пытаются отправить в прошлое, где героя поджидает он же, только молодой (Джозеф Гордон-Левитт). Брюс же сбегает и едет искать крупного мафиози, обрёкшего протагониста на смерть. И то, что в прошлом этот гангстер — беззащитный ребёнок, бывшего киллера нисколько не смущает (зато смущает его молодую версию). По сути, Уиллис в «Петле времени» — эдакий Терминатор, точно так же идущий по адресам и не считающийся с побочными жертвами. Но только вместо математических алгоритмов у него живая душа, болезненно переживающая всё, что происходит.