Чешско-словацко-польско-сербский киберпанк с сюжетом «Марс Экспресс» и атмосферой «Бегущего по лезвию».
2041 год. Мир снова изменился. Главное достижение человечества — минимизация «абсолютных смертей». Теперь каждый может жить вечно. Небольшой аппарат, отдаленно напоминающий кассетный плеер, способен хранить копию человека ровно 48 часов после сохранения. Смерть в этот промежуток не страшна — всегда можно пройти процедуру воскрешения. Главное, не забывать обновлять копию раз в два дня, потому что по истечении срока версия становится устаревшей и теряет силу. Забудешь однажды утром нажать на кнопочку — умрешь с концами.
Пару лет назад специалистка по расследованию уголовных преступлений Эм (Андреа Могилова) так потеряла мужа-пианиста в результате террористической атаки в концертном зале. Его копия пришла в негодность из-за того, что убийцы намеренно ждали подходящего часа для расправы. Ответственность за преступление приписывают активистам из «Реки жизни» — группировки, выступающей радикально против воскрешений. Теперь главная цель следовательницы — найти и обезвредить террористов, из-за которых она может общаться с мужем только с помощью пятиминутной голограммы. Но есть и официальная причина расследования: недавно на дороге нашли мертвые тела создателя технологии восстановления Дэвида Карлстата (Матей Гадек) и его жены Кристины (Катажина Заваджка). Обстоятельства указывают на убийство, но, к огромному удивлению сотрудников полиции, ни у Карлстата, ни у его жены копий не обнаружилось. Вообще. Как вышло, что семья ученых проигнорировала собственное изобретение?
Как и в недавнем «Марс Экспресс», анимационном фильме о преступлениях будущего, в «Резервной копии» центральное место занимает опытная сотрудница полиции, занимающаяся расследованием правонарушений, связанных с современными технологиями. В неназванном городке, где пресса выпускает англоязычные газеты и журналы, а местное население общается исключительно на чешском, будущее превратилось в настоящее. Изогнутые синевато-белые небоскребы, покрытые стеклом, уже никого не удивляют, как и агентность техники. Несмотря на стремительное развитие науки, в частности в области иммортологии, проблемы у человечества все те же, а капитализм продолжает вырезать из людей человечность, предлагая новые, все более изощренные варианты для бизнес-планов.
Движущиеся фотографии на первых полосах газет выглядят как мечта поттеромана, встроенные в кончики пальцев сенсоры напоминают о Бетани Лайонс из сериала «Годы», а голографические тела, заменяющие реальных жертв на местах преступлений, словно придуманы специально для очередного эпизода «Черного зеркала». Но будущее наступило не для всех: в удаленных участках, куда не ступала нога инженера, землю все еще покрывают ветхие деревянные домики, во дворах которых на веревках сушатся рубашки с заплатками. Эм стремительно перемещается от глянцевого главного офиса института, где всем заправляет директор Рохан (Карел Добры), до одного из обветшалых укрытий главного подозреваемого и постепенно осознает масштаб дела.
«Резервная копия» — дебютный полнометражный фильм для большинства членов съемочной группы, включая режиссера Роберта Глоза и соавторов сценария Томислава Чечка и Зденека Ецелина. Картина получилась на удивление изобретательной — по крайней мере на визуальном уровне. Здесь сразу видно, на что ушел бюджет и каким «Бегущим по лезвию» вдохновлялись авторы, но если очаровательные цифровые детали вызывают интерес, то детективная история, напротив, навевает скуку. Личность того, кто стоит за преступлениями, угадывается почти сразу, а подсказки, должные ненавязчиво подталкивать зрителя к разгадке, часто кажутся чрезмерно настойчивыми.
Не удивляет картина и свойственными жанру эффектными сценами противостояния героев. Финальное столкновение получилось неожиданно скомканным, а гибель одного из героев ничуть не шокирует, потому что в нее просто-напросто сложно поверить. Постоянное следование по пятам Эм мешает фильму расшириться и использовать потенциал мира на полную мощность — картине не хватает дополнительных героев, параллельных линий, активного использования придуманных изобретений и хлесткого финала, который бы одновременно подводил черту и оставлял возможность для интерпретаций. Складывается впечатление, что Роберту Глозу было интереснее придумывать конструкции зигзагообразных небоскребов и двухметровых телевизоров, управляемых с помощью невидимой мыши, чем разбираться с остальными компонентами фильма.
Впрочем, если вам любопытно порассуждать о том, каким может стать мир к 2041 году, то «Резервная копия» окажется приятным путешествием, на которое не жалко потратить один из свободных вечеров.