Увлекательный музыкальный байопик с Тимоти Шаламе о поворотном моменте в карьере легенды фолка.
В 19 лет Боб Дилан (Тимоти Шаламе), решительно настроенный стать музыкантом, переезжает из родного городка в Миннесоте в Нью-Йорк. Юный исполнитель навещает в психиатрической больнице своего кумира Вуди Гатри (Скут МакНэри) и знакомится с фолк-певцом Питом Сигером (Эдвард Нортон), который помогает молодому дарованию с выступлениями в клубах Ист-Виллидж и записью первого альбома. Дилан встречает художницу и будущую возлюбленную Сильви Руссо (Эль Фаннинг) и Джоан Баэз (Моника Барбаро), тоже играющую народную музыку. Юный Боб становится лицом движений за права человека и против войны во Вьетнаме и за четыре года записывает множество хитов. В 1965-м Дилан переходит к рок-музыке и теряет многих друзей.
Джеймс Мэнголд, режиссёр супергероики «Логан» и спортивной драмы «Ford против Ferrari», давно увлекается музыкой. Ещё в 2005-м постановщик снял байопик легенды кантри Джонни Кэша «Переступить черту» с Хоакином Фениксом в главной роли. В фильме о Дилане Кэш в исполнении Бойда Холбрука тоже появляется в кадре, но всего на несколько минут. Байопик с Шаламе снят по книге Элайджи Уолда «Дилан берет электрогитару!», а съёмки благословил лично американский поэт и певец.
Мэнголд прекрасно понимает, что уместить подробную биографию великого музыканта в полный метр невозможно. Ранее Тодд Хейнс изящно продемонстрировал многогранность Дилана, попросив актёров, в том числе Кейт Бланшетт и Кристиана Бэйла, представить певца в шести образах на разных этапах карьеры в «Меня там нет». Мэнголд подходит к непростой задаче стандартнее — останавливается на начале творческого пути певца и ограничивается промежутком времени с 1961 по 1965 годы.
Масштабное движение за права человека, начало войны во Вьетнаме и убийство Джона Кеннеди сопровождают старт карьеры Дилана. Байопик показывает, как певец записывает первый альбом оригинальных песен The Freewheelin' Bob Dylan, становится звездой всей Америки и тяготится навалившейся славой. Музыкант тяжело переживает диктат продюсеров и ожидания фанатов, желая не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше. Выступление на фестивале фолк-музыки в Нью-Порте в 1965-м, когда Дилан вышел на сцену с электрогитарой, ошеломил публику и большинство друзей, представлено как логичное и даже напрашивающееся продолжение творческого пути. Жест невероятно смелый, настоящего панка. Боб ни под кого не подстраивается, не ищет денег и славы, а развивается в гармонии с переменами вокруг. Когда начинается война во Вьетнаме, музыкант исполняет Blowin' in the Wind, а после смерти Кеннеди — The Times They Are a-Changin.
Выступление в Нью-Порте и переход Дилана к року стали поворотным моментом в истории музыки, но Мэнголду неинтересно обобщать и уходить в пафос. Постановщик тонко и во всех подробностях фиксирует трансформацию внутреннего мира и творчества молодого исполнителя, в том числе через общение с друзьями и близкими. Боб не по годам рефлексирует себя и мир вокруг и поражает окружающих объёмностью текстов, а потому в турбулентные времена снова и снова переизобретает звучание.
За роль Дилана Шаламе номинирован на «Оскар» в категории «лучшая мужская роль». Специально для съёмок актёр научился играть на гитаре и гармошке, консультировался со знакомыми и биографами музыканта, а также с Джоэлом Коэном, который активно исследовал фолк-сцену 1960-х для «Внутри Льюина Дэвиса». Шаламе достойно исполняет в кадре более 40 песен, так что поклонники Дилана не могут пропустить байопик любимца. Значительную часть хронометража составляют выступления на фестивале в Нью-Порте в разные годы, а также концерты в клубах.
Картина Мэнголда получилась конвенциональной, но информативной и увлекательной. Вокруг фигуры Дилана так и остаётся ореол таинственности, певца не могут до конца понять ни подруги, ни менеджер, ни старшие товарищи. Бурлящие внутри страсти музыкант выплёскивает в виде песен. Дилан предстаёт истинным бунтарём и в личной жизни, и на сцене. Боб увлекается Баэз и не думает о чувствах гёрлфренд Сильви, берётся за электрогитару и ранит в самое сердце легенду фолка и наставника Сигера. Дилан никого не слушает и идёт своей уникальной дорогой.
Плотность событий на экране столь велика, что оторваться трудно, особенно если интересоваться культурой и историей Америки. Дилан становится фигурой, благодаря которой зрители входят в мир протеста, перемен и поиска свободы. Кажется, сегодня песни не способны оказывать значительное влияние на общество. Байопик Мэнголда с лёгкой грустью напоминает о времени надежд и духовного единения. Сегодня кино о Дилане, ведущем за собой сотни тысяч молодых людей, смотрится почти как утопия.