Реальная история незаслуженно забытого французского композитора.
Париж, конец XVIII века. Жозеф Болонь де Сен-Жорж (Келвин Харрисон-мл.) прошёл тяжёлый путь от детства на плантации до статуса одного из главных скрипачей и дирижёров страны. В борьбе за пост руководителя Парижской оперы он узнаёт о готовящейся революции и своём истинном предназначении.
В условиях строгой контентной иерархии «Шевалье» могут по ошибке принять за спин-офф «Амадея» Милоша Формана, получившего «Оскар» за лучший фильм в далёком 1985 году. Киновселенная о судьбах замечательных композиторов могла бы в теории заинтересовать крупные студии, да и сам субъект новой ленты Жозеф Болонь представляет собой крайне энигматичную фигуру, о которой практически ничего не известно. В первой же сцене виолончелист-виртуоз вступает в баттл с тем самым заносчивым Вольфгангом Амадеем, филигранно исполняет его же Симфонию № 5, одолевает прославленного композитора под удивлённые восторги аудитории. Who the f*** is that? — вопрошает шокированный Моцарт. Титры отвечают: Шевалье.
Жозефу, незаконнорожденному ребёнку французского плантатора и рабыни из Сенегала, крупно повезло: его талант был распознан родителем и откалиброван в частной парижской школе. Помимо скрипки герой усердно занимался фехтованием и одолевал каждого. Расистское французское общество постепенно расступалось перед радикальным напором Шевалье, которому не в последнюю очередь помогала протекция императрицы Марии-Антуанетты (Люси Бойнтон). Шли годы, амбиции затмевали воображение, корни забывались, рядом ревела революция, которую предпочитали игнорировать как сам Шевалье, так и принявший его в качестве экзотического компонента высший свет.
Создателям байопика, режиссёру Стивену Уильямсу («Остаться в живых») и сценаристке Стефани Робинсон («Атланта»), удаётся за скромные 105 минут времени удержать внимание, выбрав самые увлекательные факты из жизни Шевалье, демонстрируя его отрешённость и изолированность. После многолетних попыток стать одним из «господ» он всё отчётливее понимает, что не принадлежит к высшему сословию ещё и ментально. Его дар востребован временно, безопасное существование ничем не гарантировано. Лента узнаваемыми штрихами следует структуре и повествовательным тропам и к концу достигает мини-апогея и кардинальной трансформации персонажа.
Харрисон, известный по инди-хитам «Волны» и «Люс», бравурно справляется с солирующей партией, умещает в себе целый эмоциональный оркестр. Второй план заполняют вполне приемлемые, но короткие появления Самары Уивинг в роли возлюбленной Шевалье, оперной дивы Мари-Жозефины; коварная Минни Драйвер, злобный Мартон Чокаш и сердобольная сестра «Дряни» Шан Клиффорд. Операторская работа и труды художников напомнят о прошлогоднем «Сирано» с Питером Динклэйджем, где схоже боролись за любовь и жизнь вопреки осуждению и внешним характеристикам.
В финале станет известна истинная причина анонимности центрального героя для современной публики. После революции Наполеон Бонапарт восстановил рабство и приказал полностью уничтожить труды Шевалье, приняв его за пособника монархии. Слабо проработанные сюжет и исторический контекст, драматизация событий и недостаток фантазии не отнимут у фильма своеобразного обаяния. В качестве портрета неизвестного гения «Шевалье» вполне годен: картина может послужить актуальным напоминанием о силе таланта и приверженности идеалам, которым в смутные времена всегда сопутствует победоносная музыка.