Без динамики и действия локомотив кинематографа невообразим — ему постоянно нужно куда-то двигаться, опережая и снося на пути конкурентов. Мы выбрали самые скоростные, размашистые и тонко отделанные экшен-фильмы уходящего года.
Что может быть забавнее фильма, где убийцы со смешными кличками пытаются прикончить друг друга в скоростном поезде? Брэд Питт играет наемника, который охотится за очень важным портфелем, и тем же заняты его конкуренты, мечущиеся по вагонам уютного экспресса. «Быстрее пули» Дэвида Литча — бешеный микс из пустопорожней болтовни, боевых искусств и авантюризма: на протяжении полутора часов поезд — смертоносная арена, Япония — экзотическая фактура, а Брэд Питт и Аарон Тейлор-Джонсон — удобные фигуры для битья. По всем законам у авторов хватает смелости вовремя пустить фильм с рельсов. Оно и неудивительно, ведь накачка действием в «Быстрее пули» оказалась совершенно умопомрачительной.
Майкл Бэй продолжает сохранять статус главного пироманьяка Голливуда. Даже отойдя от франшизы с монструозными автоботами, режиссер продолжает отчаянно экспериментировать с формулой «кино плюс скорость плюс нитроглицерин». «Скорая» — история о том, как двое братьев удирают от отрядов спецназа на угнанном фургоне парамедиков. Злой и тестостероновый Джейк Джилленхол, запутанные эстакады Лос-Анджелеса, скорость 100 км в час, на которой латают селезенку и отстреливаются от копов, — все это захватывается камерой-эпилептиком, которая шинкует кадры на яркий салат кислотных цветов. Совершено конвульсивное кино, в котором Бэй заворожен не сюжетом, а столкновением двигательных сил, самой динамикой кинематографа, в которой он, пусть и с некоторой скидкой, определенно все еще король.
«Добычу» несложно назвать удачной перезагрузкой и состоявшейся реабилитацией франшизы о «Хищнике». Эмбер Мидтандер играет воинственную женщину из племени команчей, которая хочет доказать сообществу, что способна участвовать в охоте со старшими. Но внезапно появляется огненный объект в небе, по лесам начинает разгуливать пришелец, и теперь уже не очень понятно, кто на кого ведет охоту. «Добыча» –– аккуратный, вдумчивый и ладно скроенный экшен, у которого есть свой арсенал: томагавки, зыбкие топи и смекалка коренных индейцев. У проекта Дэна Трахтенберга небольшой бюджет, но даже в таких условиях режиссер развязал себе руки: кровь льется рекой, жвала монстра работают беспрестанно, стреляют мушкеты, а колюще-режущие вонзаются в плоть. Настоящая экзотика в условиях Северной Америки XVIII века.
Всем не терпелось увидеть, каким Бэтменом окажется Роберт Паттинсон в нуарной версии режиссера Мэтта Ривза, тем более что «Бэтмен» стал первым крупным экшен-релизом 2022 года. В новой истории о Темном Рыцаре размеренный темп повествования, эпический хронометраж и большой простор для экшена, который Ривз ставит с хореографическим совершенством, будь то феноменальная сцена драки в ночном клубе или погоня Бэтмена за Пингвином по ночным трассам Готэма. Картину хочется отдельно похвалить за тонкую отделку, ее холодное скульптурное совершенство и выдержанность – это решение Ривза прощает многие, даже серьезные сценарные огрехи. Впрочем, какая уж разница, если взмахи плаща, перевороты автомобилей и автоматные очереди вызывают неприкрытый детский восторг.
«Все везде и сразу» — самый сумасбродный фильм и неоспоримый инди-фаворит года. Постмодернизм, доведенный до одурения, и приключение по метавселенным, скрытое в жанровой формуле семейной драмы. Мишель Йео владеет кунг-фу, гэги сыплются водопадами, а боевые сцены здесь поставлены во всех пропорциях, ракурсах и обертонах — от прямых отсылок к «Убить Билла» и «Матрице» до реверансов игровым файтингам. Это симультанность киноискусства, соединившая в себе все, везде и сразу: насыщенное действие, скабрезный юмор и даже щепотку лирики. Отважная попытка Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта работать в режиме нон-стоп как минимум заслужила высокой строчки. Мало кто оспорит — у этого фильма действительно очень много поклонников.
Модный и амбициозный хоррормейкер Роберт Эггерс вышел на новый уровень мастерства. Вместо фильма ужасов он снял полноценный арт-блокбастер о суровых временах экспансии викингов, где разъяренный воин Амлет (Александр Скарсгард) жаждет мести Фьёльниру (Клас Банг) за смерть отца (Итан Хоук). Историческая реконструкция в «Варяге» поражает как скандинавским неистовством, так и гиперреалистичными сценами боевых схваток, где берсерки кромсают англосаксов. Этот бешеный боевик о мести Эггерс черпает в строках Шекспира (недаром Амлет — это литературный предшественник Гамлета), но выдерживает легенду в собственной интонации: нашлось место фантазиям, галлюцинациям и представлениям о вознесении в Вальгаллу, а это, скажем честно, самое почтенное место для любого героя боевиков.
«Топ Ган: Мэверик» уверенно называют одним из самых успешных фильмов 2022 года и совершенно точно — одним из наиболее впечатляющих сиквелов в истории. Сделав упор на ностальгию по первому «Топ Гану», Джозеф Косински снял захватывающий и освежающий экшен, где Пит Митчелл (Том Круз) по-прежнему бодр и отважен, а технологии Голливуда чудотворны и неповторимы. И все-таки эту ленту красит лобовая прямолинейность, где есть место воспеванию полетов, храбрости парней в шлемах и олдскульной тоске по ушедшей эпохе. «Топ Ган: Мэверик» — фильм, выстроенный в динамике боевиков 80-х и 90-х, призванный закольцевать время и вернуть любимых героев. За эту дерзость Круз и Косински пожинают лавры — ленту будут вспоминать долго и с нескрываемым восторгом.
Прежде чем перебросить нас с поверхности Пандоры в морские глубины, Джеймс Кэмерон 13 лет мучил публику ожиданием, успев сформировать новое поколение зрителей. «Аватар: Путь воды» — снова технологический вызов и снова проверка всех стихий силами кинематографа: на примере бегущих кинокадров Кэмерон убедительно показывает, что такое прогресс и как за десятилетие изменилось зрительское восприятие. Само собой, магистральная линия сюжета продолжает ругать цивилизацию за неуемный прогресс и ускорение, а Кэмерон – пользоваться ее самыми спелыми плодами. Но этот парадокс — большое и дорогое удовольствие, которое, как и 13 лет назад, стоит того.