Плоский и порой перегибающий палку, но все же смешной, динамичный и обаятельный французский фарс об опасности случайного секса с уголовниками
Нелюдимая и обычно полностью погруженная в работу судья Ариана Фелнер (Сандрин Киберлен) нехотя соглашается поучаствовать в новогоднем корпоративе Дворца правосудия и так «зажигает», что на следующий день ничего не помнит. Полгода спустя она обнаруживает, что беременна и что отец ребенка – грабитель Боб Нолан (Альбер Дюпонтель), которого как раз судят за очередной взлом и обвиняют в том, что он не только ограбил, но и четвертовал потерпевшего, предварительно вырвав и съев его глаза. Пока Ариана выясняет, как так вышло, что она переспала с маньяком, Боб сбегает из тюрьмы, заявляется к женщине и требует, чтобы та разобралась в его деле и доказала, что он ограбил квартиру, но пальцем не тронул ее владельца.
Если главный британский драматург – Шекспир, то главный французский драматург – Мольер, и этот noblesse «оближивает» парижских режиссеров регулярно придумывать и ставить грубоватые фарсы. В этом году в традиционном жанре отметился Альбер Дюпонтель, преимущественно известный как комедийный актер, но время от времени снимающий самостоятельно. В его новом фильме о Мольере напоминает не только стиль картины, но и комичное заикание одного из персонажей (мэтр, сочетавший сочинительство с игрой на сцене, стал гением комедии, так как из-за своего дефекта дикции был беспомощен в трагедиях). Правда, в отличие от классика, Дюпонтель не смог создать картину, которая была бы как забавной и хулиганской, так и глубокой и тонкой. Но пустяшные фарсы тоже имеют право на жизнь. Если они достаточно смешны.
«9 месяцев» достаточно смешной. Хотя, пожалуй, слишком грубый даже для грубоватого фарса. Когда комедия выстроена вокруг беременности и когда она несколько раз забредает на территорию ромкома, от нее как-то не ждешь сцены, в которой героиня пытается сделать аборт бабушкиным способом – прыгнув с высоты на живот. Или очень длинного эпизода, где герой пытается объяснить, как потерпевший мог сам отпилить себе ноги и руки, а также вырвать глаза. Причем если вторая сцена по крайней мере снята в стиле «детских садюшек», и отпиливаемые руки-ноги в ней нарочито бутафорские, то первая сцена поставлена вполне серьезно, и она надолго отбивает желание смеяться. Зато она позволяет понять глупость тех американских критикесс-феминисток, кто ругает комедии вроде «Джуно» и «Немножко беременна» за то, что их героини всерьез не обсуждают возможность аборта. Вот именно поэтому и не обсуждают – чтобы не портить зрителям настроение и не превращать комедию в мрачную драму. Причем если «Джуно» – это все же трагикомедия, где экскурсия в мир абортов не была бы совершенно неуместной, то «9 месяцев» – чистокровный фарс, пусть и с черным юмором. И ему такой прилив серьезности совершенно не идет. Особенно на фоне многочисленных клоунских эпизодов, где персонажи так кривляются, будто не играют в кино, а выступают в цирке (заикание – это лишь цветочки!).
Еще более серьезная проблема фильма состоит в том, что ему не хватает душевности. Стремительное действие, полудетективный сюжет, разнообразные операторские уловки, персонажи один другого нелепее, многочисленные шутки и гэги, прикольное членовредительство, Жан Дюжарден в камео телевизионного сурдопереводчика (привет, «Артист»!) – все это, конечно, хорошо. Однако в картине о женщине, мужчине и ребенке должно быть больше сердечности и теплоты, чем получилось у Дюпонтеля в его бойком, но несколько отстраненном фильме.
С другой стороны, приятно видеть мелодраматичную комедию, режиссер которой активно и всеми силами пытается развлечь зрителей, а не включает камеру и уходит спать, пока актеры читают друг другу реплики. И вдвойне приятно любоваться на трогательную и очаровательную Сандрин Киберлен, которая тащит картину даже тогда, когда режиссер не может решить, снимает ли он фарс, ромком или драму. Киберлен из тех звезд, которые известны лишь на родине, и «9 месяцев» не настолько хороши и оригинальны, чтобы превратить ее в международную знаменитость. Однако этот фильм – отличная возможность разглядеть актрису для тех поклонников европейского кино, кто раньше не следил за карьерой Киберлен и не обращал внимания на ее имя в титрах. Дюпонтель доверил ей сложную, многогранную роль вроде той, которую Алиса Фрейндлих сыграла в «Служебном романе», и актриса справилась на «отлично». Хотя командовал ею отнюдь не Эльдар Рязанов.